Актуальность данной работы заключается в том, что экологическое воспитание является проблемой нашего времени. Создание развивающей среды, ориентированной на экологию, позволит воспитывать экологически грамотных личностей, которые будут разбираться во взаимосвязях между объектами природы и активно взаимодействовать с ними. Объектом данной работы является экологическое воспитание детей дошкольного возраста, а предметом - экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. Цель данной работы заключается в выявлении возможностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении. Для достижения цели ставятся следующие задачи: 1. Изучение теоретических основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 2. Проведение комплекса экскурсий по экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста. 3. Доказательство роли эколого-развивающей среды в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Введение Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста 1.1. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста 1.2. Экологическое воспитание как часть нравственного воспитания 1.3. Эколого-развивающая среда в ДОУ, как форма экологического воспитания Глава 2. Эколого-развивающая среда в ДОУ, как фактор экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 2.1. Разновидности эколого-развивающей среды 2.2. Особенности создания эколого-развивающей среды в ДОУ 2.3. Проведение экскурсий по экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста Заключение Библиографический список
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». Дошкольное образование, для специалистов ДОУ- СПб. Детство-Пресс, 2011 г. 2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г. 3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2012 г. 4. Веракса Н.Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. 5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г. 6. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ»: Дошкольник – Волгоград: Учитель, 2011 г. 7. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ «Сфера», 2012 г. 8. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»: занятия с дошкольниками. М., 2012 г. 9. Дыбина О.В. «Что было до…»: Игры – путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г. 10. Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы / Л.И. Егоренков АРКТИ, 2010 г. 11. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М., 2012 г. 12. Зебзеева В.А. «Теория и методика экологического образования детей»: учебное пособие – М.: Сфера, 2009 г. 13. Зубкова Н.М. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2010 г. 14. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2013 г. 15. Иванова А.И. «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»: Приложение к журналу «Управление ДОУ», М.: Сфера, 2011г. 16. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения»: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2013 г. 17. Ковинько Л. «Секреты природы – это так интересно!» – М: Линка-Пресс, 2012 г. 18. Козлова С.А. «Нравственное и трудовое воспитание дошкольников»: Учеб. Пособие для студентов фак. дошк. оборазованиявысш. пед. учеб.заведений - М.: Академия, 2012 г. 19. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» Программа экологического образования детей. СПБ: Детство – Пресс, 2010 г. 20. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду» - М. 2011г. 21. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». - М.: Педагогическое общество России, 2013 г. 22. Лазарева Л.В. «Ступенька в будущее»: Экологический информационно – методический бюллетень. Чита. №2, весна,2010 г. 23. Лампман В.Е. «Лаборатория педагогического мастерства». Волгоград: Учитель, 2012 г. 24. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Волгоград: Учитель, 2011 г. 25. Маханёва М.Д. «Система экологического развития детей». – Управление ДОУ: научно практический журнал. №2, 2012 г. 26. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград:2009г. 27. Михайлова З.А. «План-программа педагогического процесса в детском саду»: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., -2-е изд. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г. 28. Назарова Л.Д. «Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру». – Управление ДОУ: научно практический журнал. №2, 2012 г. 29. Николаева С.Н. «Тория и методика экологического образования детей»: учебное пособие – М., 2012 г. 30. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». – М.: Педагогическое общество России, 2013 г. 31. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2011 г. 32. Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2013 г. 33. Павлов Л. «Экологическое воспитание»: Практическая деятельность детей. // Ребёнок в детском саду, 2010 г. 34. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - черным ящиком» // Вопросы психологии, 2011 г. 35. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, №1, 2012 г. 36. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира» // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2014 г. 37. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.:2013г. 38. Рыжова П. «Игры с водой и песком» // Обруч, 2011 г. — № 2. 39. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной» // Обруч, 2012 г. — № 2. 40. Ремизова Н.И. «Учебная экологическая тропа на пришкольном участке». // «Биология в школе» №6, 2010 г. 41. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников». – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 г. 42. Серебрякова Т. А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте» : учеб.пособие для студ. Вузов. Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2012 г. 43. Соломенкова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез, 2011 г. 44. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» - Киев: 2013 г. 45. Токмакова И.В.«Земля наш дом родной».// Дошкольное воспитание №7, 2010 г. 46. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика, 2011 г. — № 1. 47. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2012г. 48. Шишкина, В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу»: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений //2 е изд. – М.: Просвещение, 2012 г. 49. Ярошевич Т., Зерщикова Т. «Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание – 2012 г. - № 7.