(Нет отзывов)
36 страниц
2019-05-10

Методика формирования трудовых знаний, умений и навыков деятельности младших школьников на уроках технологии

В наличии
1640 ₽

Глава 1. Проблема формирования трудовых знаний, умений и навыков младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе
1.1. Особенности процесса формирования трудовых знаний, умений, навыков младших школьников


Сегодня в системе общего среднего образования России происходит процесс критического переосмысления пройденного пути, отказа от идеологических стереотипов, поиска новых перспективных направлений развития. Магистральной линией современной педагогики становится комплексная разработка проблем формирования личности на основе демократизации учебно-воспитательного процесса 14,127. Политехническое образование, как неотъемлемый элемент общего среднего образования, прошло продолжительное развитие. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов политехнизма внесли П. П. Блонский 23, М. К. Гончаров 31, С. М. Шабалов 86.
Выявлению подходов к определению содержания политехнического образования посвящены работы П. Р. Атутова 72, В. А. Полякова 88 и многих других. Рассматривая вопрос трудового образования учеников невозможно не уделить внимание таким понятиям, как знания, умения и навыки.
Умения иногда сводят к знанию какого-нибудь дела, пониманию того, как оно делается, ознакомлению с порядком его выполнения. Тем не менее, это еще не является умением, а только одной из его нужных предпосылок.
Ученик может знать, как надо составлять план рассказа, но достаточно проследить за выполнением им этой задачи, чтобы сказать, что нужное умение у него еще не сформировалось. Умения являются там, где знание определенного дела объединяется со сноровкой во время выполнения тех действий, из которых складывается эта деятельность. Умение - это овладение способами (приемами) использовать усвоенные знания на практике 38,62.
Деятельность человека часто состоит из целого ряда разных действий. Поэтому умение их выполнять также состоит из ряда частичных умений. Так, умение ученика учиться включает: умение планировать свою учебную домашнюю работу, браться в определенные часы за ее выполнение рациональными способами, заучивать заданный текст, выполнять письменные задачи, контролировать результат их выполнения. Комплекс частичных умений, тесно связанных между собой, составляет все то, что называют умением: водить машину, учиться, играть на музыкальном инструменте, рисовать и т.п..
Умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, соответственно определенными правилами (знаниями). Умение соотносится с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения), что понятно ученику и может быть произвольно им воспроизведено. Во время использования этого знания оно приобретает некоторые операционные характеристики, имеет форму правильно выполняемых действий, которые регулируются этим правилом. В случае возникновения трудности ученик обращается к правилу с целью контроля над действиями или проверки допущенных ошибок.
На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием. В процессе тренировки, которая включает решение новых задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение регуляционно-ориентированной основы действия, а само действие выполняется правильно, без соотнесения с правилом (знанием).
Процесс выполнения действия осуществляется в форме автоматизированной (не осознаваемой) психической регуляции, а обращение к знанию происходит лишь в случаях затруднений в действиях.
Типы действий, основанные на использовании разнообразных знаний и включении их в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.), имеют специфические особенности как на пути от знания к умению, так и на пути от умения к навыку 14,82.
Общими условиями, которые оказывают содействие наибольшей эффективности формирования умения, являются: а) понимание человеком обобщенного правила; б) обратная связь в процессе решения новых задач.
Повторяя то или другое действие, человек обретает навыки. Вследствие этого усовершенствуется выполнение им этого действия. Действие выполняется все быстрее, более легко, свободнее, требует меньшего напряжения, усилий и волевого контроля, количество ошибочных движений уменьшается.
Человек осознает цель действия, путь достижения этой цели, техника его достижения функционирует сама по себе, более или менее автоматически, без участия сознания.


Введение 3
Глава 1. Проблема формирования трудовых знаний, умений и навыков младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе 6
1.1. Особенности процесса формирования трудовых знаний, умений, навыков младших школьников 6
1.2. Методика формирования трудовых знаний, умений, навыков младших школьников 14
1.3 Методика формирования трудовых знаний, умений, навыков младших школьников 15
1.4. Анализ программ по трудовому обучению в начальной школе (школы России, школа 2100, школа 21 в.) 22
Выводы по 1 главе 29
Список использованной литературы 31


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Актуальные проблемы педагогики Под редакцией А.Н. Прядехо, Ф. Петрушкина, Н.А. Асташевой. Брянск: изд. БГПУ, 1998. 256с.
3. Ананьев Б.Г. Современные принципы обучения. М.: Просвещение, 1987. 196с.
4. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся (из опыта работы) М.: Просвещение, 1986. 128с.
5. Анисимова Т.С, Щеколдин А.Г., Заречная Л.П., Туйбаева Л.И., Шадрова В.И., Лукьяненко А.В. Учитель технологии начальных классов. Монография. Славянск-на-Кубани, 2000. 220 с.
6. Анциферова Л.И. Системный подход к изучению функционирования развития личности Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. с. 140 147.
7. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. ПУ НИИ ОШ РАО, 1994. 227с.
8. Аракелов А.А. Средства обучения в высшей и средней специальной школе. -М.: НИИ ВШ, 1985. 1. с. 16. Ю.Арстаков М.Ж., Гарунов М.Г., Хайзаров Ж.С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. Деловые игры под общ. ред. проф. П.И. Пидкасистого. Алма-Ата, Мектен, 1979. 80 с.
9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368с.
10. Атутов П.Р., Кальней В.А. и др. Трудовая подготовка школьников. К.: Радянская школа, 1987. 227с.
11. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. 128с.
12. Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.Н., Аксенова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2. Под ред. П.Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1998. 176с.
13. Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.Н., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. Под ред. П.Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. 230с.
14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. 192с.
15. Баонглов B.C. Совершенствование методики технологической подготовки будущих учителей трудового обучения. Дис.канд.пед.наук, М., 1990. с.59-82.
16. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
17. Батышев Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. 192с.
18. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография Краснодар, 2001. 200с.
19. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических 169 институтов индустриально24. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского унив-та, 1977. 303с.
20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192С.
21. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-c.144.
22. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Просвещение, 1973.-269с.
23. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1979
24. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272с.
25. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе, контекстный подход: Метод, пособие М.: Высшая школа, 1991.- 207с.
26. Верцинская Н.Н. Индивидуальный подход в воспитании школьников. Формирование и развитие индивидуальности: Учеб.пособие. Минск: МГПИ, 1987.
27. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. К.: Вища школа. Головное изд-во, 1982. 152с.
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., Педагогика, 1984.
29. Галустов Р.А., Лобейко Ю.А., Трухачев В.И. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии: Монография М.: Илекса, Ставрополь, 2002. 544с.
30. Гартвиг А.Ф. Ручной труд как метод обучения и воспитания в семье и школе. Москва, 1912.-е. 14-76.
31. Гончаров П. К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / П.К. Гончаров. — М.: Педагогика, 1974.
32. Данчук И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. М, 1998.-180 с.
33. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ.педвузов. М.: Гуманит.изд. центр Владос, 1999. 432с.
34. Джуринский Я.Н. Сравнительная педагогика. М.: Просвеш;ение, 1998. 170с.
35. Диагностическое обеспечение формирование социально зрелой творческой личности. Под ред. Н.Н. Верцинской, А.И. Кочетова. Мн., 1992.
36. Жуков Г.Н., Матрисов П.Г., Каплан Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие Под обш,ей ред. проф. Г.П. Скамницкой. М.: Гардарики, 2005. 382с.
37.3анков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
38. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. 93с.
39. Иванович К.А., Элщтейн Д.А. Педагогические основы трудового обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1968. 96с.
40. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М.: Знание. 1975.-122с.
41. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. 435с.
42. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ.гуманитарных фак.высш.учеб. заведений Сост. Ф.Егоров. М.: «Академия», 1999. 400с.
43. Каган М.С, Коськов М.А. Художественно конструирование: Система практики, система оценки. Л.: Лениздат, 1973. с. 17 48.
44. Карелль «Педагогический ручной труд по датской системе» СанктПетербург, 1905.- с. 6 62.
45. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение, 1972. 316с.
46. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982 447с.
47. Кочетов А.И. Внедрение научных разработок по трудовому воспитанию в педагогическую практику. Методическое пособие. Минск, 1984.
48. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. -Мн., 1996.
49. Кочетов А.И. Основы трудового воспитания. Минск, 1989. 223с.
50. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы. Дис.док.пед.наук. 1998.
51. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований: учеб. пособие Кудаев M.P..-Майкоп: Изд-во АГУ, 2003.-168 с.
52. Куклин В.Ж., Новоднов В.Г. О сравнении педагогических технологий. Высшее образование в России. 1994.-№ 1.-е. 165-172.
53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат 1975. -ЗСИ. с.
54. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Педагогика, 1996.- с. 311-318.
55. Лось Ю.А., Матяш Н.В., Семенович П.А., Симоненко В.Д., Хохлова М.В. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов. /Под редакцией В.Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ НМЦ «Технология», 1998.- 104с.
56. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвеш;ение, 1983, 159с.
57. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.- 189с.
58. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная школа и педагогика в капстранах. М.: Просвещение, 1975. 263с.
59. Маслов С.И. Дидактические основы развития творческих возможностей младших школьников в трудовом обучении. М.: Просвещение, 1990.-253 с.
60. Машбнц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации// Вестник высшей школы. 1986. 4 с. 11.
61. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения (обслуживающий труд) учебн. пособ. для уч-ся пед. уч-щ /Л.В.Мельникова и др./ Под ред. Л.В.Мельниковой. М.: Просвещение, 1985,-224с.
62. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов. Книга для учителя. Под ред. В.Д.Симонова. Брянск, 1998. 101с.
63. Методика обучения технологии. Книга для учителя. /Под редакцией В.Д.Симоненко. Брянск Ишим: Изд. ИГПИ НМЦ «Технология». 1998. с. 296.
64. Нарочная Л.К. Руководство усвоением младшими школьниками первоначальных знаний о взаимосвязи в природе. К., 1969, 198с.
64. Образование в мире на пороге XXI века: Сборник научных трудов. М.: Просвещение, 1991.- с. 13-68.
65. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: РПА, 1995. 637с.
66. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. -526с.
67. Педагогика наших дней /Сост. В.П. Бедерханова. Краснодар: Книжное издательство, 1989.
68. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова А., М, 1991.- 532с.
69. Педагогическая практика /Под ред. В.К.Розова. М.: Просвещение, 1981.-159с.
70. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т.1.- 482 с.
71. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1970.
72. Подготовка школьников к труду в сфере материального производства (П.Р. Атутов и др. – М. : Педагогика, 1988 – 176 с.
73. Подласый И.П. Педагогика. Учеб. Для студентов высших учеб. Заведений. М.: Просвещение, 1999 432с.
74. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП, Издательство «Магистр», 1997. 308с.
75. Ставровский А.Е. Методика обучения сельскохозяйственному труду в V-VII классах. М.: Просвещение, 1968.
76. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков, 1998.
77. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. М.: МГУ, 1984. 345с.
78. Тименко В.П. Формирование положительного отношения к художественному труду у учащихся четырехлетней начальной школы. К.: УНИИП, 1992.-210 с.
79. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера Высшее образование в России, 1993.-№4.- с. 119-125.
80. Томин Н.А. Педагогические основы производительного труда школь182
81. Трудовое обучение в начальных классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. 270с.
82. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение. 1968. 557с.
83. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945. с.58-64.
84. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. М.: Просвещение, 1983. 192с.
85. Цируль К.Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе. Петербург, 1889.-101с.
86. Шабалов С.М. Политехническое обучение / С.М.Шабалов. – М.: Изд-во АПН. РСФСР, 1956
87. Школа и труд Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Кальней. М.: Педагогика, 1987.-215с.
88. Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. - М.: Педагогика, 1987.
89. http://www.nanya.ru/beta/articles/10804.html#

Список курсовых работ по предмету педагогика