(Нет отзывов)
53 страниц
2019-05-20

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В наличии
1640 ₽

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе информационные технологии оказывают все большее влияние на содержание и структуру предметной подготовки. В данный момент назрела необходимость разработки эффективных методик использования средств информационных технологий в преподавании отдельных предметов начальной школы, в том числе в трудовом обучении (технологии).
Использование информационных технологий на этапе начального образования приводит к качественно новому состоянию технологической подготовки младших школьников. Реорганизация работы учителей под влиянием «электронного инструментария» сопровождается интеграционными процессами. Интеграция средств информационных технологий с традиционными средствами обучения позволяет сочетать трудовую подготовку младших школьников с информационной.
Дидактические вопросы включения информационных технологий в обучении школьников раскрыты Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунским, А.П. Ершовым, В.Г. Житомирским, M.JI. Левицким, Б.Ф. Ломовым, Е.И. Машбицем, Г.Ф. Фроловой и др. К их числу относятся проблемы роли компьютера в учебном процессе, функций учителя в реализации компьютерного обучения, проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, характеристика изменений в содержании и методах обучения, возможностей компьютера как средства обучения и др.
Современные исследования Н.В. Апатовой, А.А. Дикой, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, B.C. Леднева, И.В. Марусевой, С.В. Панюковой, И.В. Роберт, Г.В. Рубиной, В.Д. Симоненко, А.В. Смирнова, Ю.Л. Хотунцева, А.В. Хуторского, М.А. Щербакова и др. посвящены выявлению дидактических особенностей процесса обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий; исследованию условий, позволяющих реализовать возможности этих технологий; развитию дидактических принципов обучения; разработке методов и организационных форм обучения; обоснованию и разработке содержания образования, включающего современные информационные технологии.
Психолого-педагогические исследования доказывают необходимость формирования основ информационной культуры и компьютерной грамотности на начальном этапе обучения в школе. Это отмечают в своих работах М.Г. Гаазе-Рапопорт, Т. Гергей, О.В. Доронина, Е.И. Машбиц, В.В. Рубцов и др., а также ученые, занимавшиеся исследованиями в области обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Т.О. Брусенцова, В.И. Варченко, Е.Д. Глушкова, Ю.М. Горвиц, Л.П. Гурьева, Г.И. Дацюк, JI.K. Леонова, Е.Д. Маргулис И.А. Терских, Л.Д. Чайнова и др.
До настоящего времени недостаточно внимания уделяется разработке форм, методов и средств трудового обучения младших школьников в условиях использования информационных технологий и интеграции их с традиционными методами и средствами. В результате этого компьютерная техника и программные средства еще сравнительно редко используются учителями на уроках, не реализуются возможности применения компьютера как универсального средства обучения. Медленными темпами происходит дополнение традиционной методики трудового обучения приемами оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.
Объект исследования — процесс технологии в начальной школе с использованием программных средств и компьютерной техники.
Предмет исследования – формирование компьютерной грамотности в процессе технологического обучения.
Цель исследования состоит в разработке методики использования средств информационных технологий в процессе технологической подготовки младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что формирование компьютерной грамотности младших школьников в процессе технологического образования будет успешнее при соблюдении следующих условий: учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы методик для формирования компьютерной грамотности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие и определить особенности формирования компьютерной грамотности у младших школьников.
3. Выявить условия ознакомления младших школьников с элементами компьютерной грамотности в процессе технологического образования.
4. Экспериментальным путем проверить условия формирования младших школьников компьютерной грамотности в процессе технологического образования.

Введение
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Психологические особенности развития младших школьников
1.2. Аспекты компьютерной грамотности
1.3. Пути формирования компьютерной грамотности младших
школьников
1.4. Система технологического образования
1.5. Основные направления совершенствования обучению компьютерной грамотности в курсе изучения предмета «Технология»
Вывода по 1 главе
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Диагностика уровней сформированности графических умений младших школьников
2.2. Методика компьютерного обучения младших школьников в процессе технологического образования
2.3. Реализация условий формирования у младших школьников компьютерной грамотности в процессе технологического образования
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература


1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2.
2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3.
3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. - №3.
4. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3.
5. Варченко В.И. ПМК \"Радуга в компьютере\" – технология игрового обучения в начальной школе. //\"Информатика и образование\", №3. М.:, 2001
6. Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997. -№10. – С92.
7. Варченко В.И., Жадобко Е.Б. Технология использования дидактических игр ПМК \"Радуга в компьютере\" при изучении природоведения в начальной школе.
8. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2.
9. Витуховская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы//Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу \"Информатика и образование\".2001г. №1 .
10. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. – 1994. - №4.
11. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4.
12. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 1994. - №5.
13. Гребнов «Методические проблемы компьютеризации обучения в школе»// Педагогика, №5, 1994 г.
14. Давыдов В. В., Рубцов В. В. «Тенденции информатизации современного образования»/ Современная педагогика, №2, 1990 г.
15. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
16. Зинченко Г.П. ЭВМ в начальной школе. // Информатика и образование. –1991. -№3.
17. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. - №2.
18. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.
19. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997.
20. Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.
21. Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. -№6.
22. Луцкий Р.М. Графика “Агата” – новые возможности. // Информатика и образование. – 1992. - №1.
23. Маргоми Я.М., Иванов А.М., Баранкина З.С. Содержание и методы непрерывного обучения информатике в начальной и средней школе. //ИНФО, 1991. -№1.
24. Материалы II Международного студенческого форума \"Образование. Наука. Производство\". Сборник тезисов докладов. Часть I.Белгород:, Издательство БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004-322 с.
25. Материалы XII международной конференции-выставки \"Информационные технологии в образовании\". Сборник трудов. Часть III. М.:, МИФИ, 2002.
26. Мехонцева Д. Научное обос¬нование теории воспитания как управле¬ния формированием личности//Монография, Красно¬ярск, Изд-во Красноярского университета, 1998
27. Мехонцева Д. Обу¬чающая система как упорядочение-устой-чивая самоуправляемая и управляемая це¬лостность// Школьные технологии, -2001, № 6
28. Мехонцева Д. Объективная цель воспи¬тания — формирование самоуправляемой и управляемой личности//Народное Образование, -2001, № 8
29. Мехонцева Д. Проблемы воспитания // Народное образование. – 1992. -№9.
30. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4.
31. ПлеуховаЛ.Ф., Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий//Информатика и образование.1999г. №2.
32. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Из. Центр «Академия» , 2001
33. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.1, М., НИИ школьных технологий 2006
34. Смирнов В. «Компьютер помогает школе»// Народное образование, №12, 1988 г.

Список курсовых работ по предмету педагогика