ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает способность и готовность детей к игре. Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделяем роли дидактических игр в развитии связной речи дошкольников как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему работы: «Дидактические игры и упражнения как средство развития связной речи детей дошкольного возраста». Объектом исследования является: процесс формирования связной речи в дошкольном возрасте. Предмет исследования: использование дидактических игр в процессе развития связной речи дошкольников. Цель исследования: показать особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей-дошкольников. Задачи: 1. Изучить теоретические основы связной речи дошкольников. 2. Охарактеризовать особенности связной речи детей дошкольного возраста. 3. Подобрать и рассмотреть дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей всех возрастных групп дошкольного учреждения. 4. Составить приблизительную сетку занятий. 5. Методики, которые используются в процессе работы – методика теоретического поиска. Гипотеза исследования: развитие связной речи дошкольников будет более эффективным при использовании педагогом дидактических игр. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи: Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретические, психофизиологические и лингвистические основы развития и формирования связной речи у детей дошкольного возраста 5 1.1 Особенности психофизического развития ребенка-дошкольника 5 1.2 Лингвистические основы методики развития связной речи 10 2. Особенности развития связной речи дошкольников 17 3. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр и упражнений 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
1. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» /Под.ред. О.С. Ушаковой.-М.,1966.-342с. 2. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи//Дошкольное воспитание. -1993 . № 9.-С.3-7 3. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.// Дошкольное воспитание .-1983 . -№ 6.-С.4-8 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. –М., 1982 -355с. 5. Катаева А.А., «Дидактические игры и упражнения».-М., 1993.-212с. 6. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить.- М., 1974.-387с. 7. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972.-190с. 8. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Уч.-метод. Пособие для воспитателей дошкольно-образовательных учреждений/Ушакова О.С. , Трунина Е.М.-М. 2004.-241с. 9. Методика развития речи детей/Бородич А.М.-М., 1981.-355с. 10. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Уч.пособие для студентов высших и средних педагогических учреждений/М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М., 2000.-213с. 11. Мышление и речь /Выгоцкий Л.С.-М., 1999.-455с. 12. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. Ф.А. Сохина.- 2-е издание.-М., 1970.-344с. 13. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста/ Тихеева Е.И.-М., 1981.-234с. 14. Речевые игры с детьми /В.И. Фелеверстов.-М., 1994.-236с. 15. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей. Основы общей психологии, т.1/Рубинштейн С.Л.-М., 1980.-233с. 16. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А. Стародубова.-М.,2006.-231с. 17. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Составители: М.М. Алексеева, В.И. Яшина, М., 2000.-453с. 18. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. –М., 1988.-309с.