1.3. Значение занятий изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук[7, с. 63].
Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдний, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке, аппликации.
Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого.
Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах[6, с. 41].
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, аппликации, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию[21, с. 32].
Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке, аппликации. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности[11, с. 179].
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд советских людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним.
Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению. Конечно, отбирая общественные явления, на темы которых детям будет предложено выполнить рисунок, лепку, аппликацию, нужно помнить о возрастных возможностях детей. Если поставить слишком сложные задачи, то трудности изображеия, вызванные отсутствием у детей необходимых навыков и умений, помешают им не только передать свое отношение, но и сколько-нибудь отчетливо изобразить явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу [6, с. 153].
Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке, аппликации товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата[6, с. 161].
Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил[6, с. 162].
Основное значение изобразительной дятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма компонентов эстетического чувства.
Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение.
Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).
Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации[17, с. 154].
Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Эстетическое восприятие содействует образованию соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств[17, с. 157].
ТЕМА: Значение работы в технике аппликация для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА I. Теоретические основы работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста ....6
1.1. Основные подходы к проблеме детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях ..........6
1.2. Особенности работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста....12
1.3. Значение занятий изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста .....17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.27
ЛИТЕРАТУРА...29
Введение
Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Рисование, лепка и аппликация виды изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение действительности.
Дети очень любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Изготовление композиций из бумаги, ткани или природных материалов, работа с ножницами и клеем доставляет много радости даже очень маленьким детям. Работы в технике аппликация способствует развитию изобразительной деятельности, творческих способностей ребёнка, всестороннему развитию ребенка и имеет важнейшее значение для дальнейшей его жизни. Всё это и обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования.
Таким образом, выбор темы нашего исследования обосновывается актуальной значимостью проблемы, ее недостаточной разработанностью в литературе и несомненной важностью для теории и практики дошкольного образования.
Надо отметить, что проблема работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста предмет глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли исследователи художественного творчества дошкольников: Злотников В.Г., Шацкая В.Н., Флерина Е.А., Волкова А.А., Лернер И.Я., Сакулина Н.П., Комарова Т.С. и другие.
Противоречие заключается в том, что, не смотря на то, что литературы по проблеме работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста достаточно много, но данный вопрос ещё не до конца изучен.
Проблема состоит в том, чтобы изучить возможности и условия работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста.
Цель данного исследования: изу¬чить значение работы в технике аппликация для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования данной курсовой работы являются особенности работы в технике аппликация для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс всестороннего развития детей дошкольного возраста средствами аппликации.
Для достижения цели исследования, в ходе работы нами решались следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к проблеме детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях.
2. Раскрыть особенности работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста.
3. Определить значение занятий изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта.
Основные этапы исследования:
I этап анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II этап выбор предмета, объекта, методов исследования, постановка задач исследования;
III этап непосредственное проведение исследования.
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что изучены основные подходы к проблеме детского изобразительного творчества в педагогических исследованих, раскрыты особенности работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста, определено значение занятий изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности, на обучающих семинарах воспитателей, учителей начальных классов, педагогами школ, учащимися педагогических ВУЗов.
Структура работы: введение, одна глава, выводы по главе, заключение и литература.
ГЛАВА I. Теоретические основы работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста
1.1. Основные подходы к проблеме детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого [8, с. 82].
Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: "...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:
- творчество есть общественное явление,
- его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью"[2, с. 56].
Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна[12, с. 34].
Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка[12, с. 39].
Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому[9, с. 73].
А. А. Волкова утверждает: "Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное"[2, с. 91].
И. Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
видение новой функции предмета (объекта);
видение проблемы в стандартной ситуации;
видение структуры объекта;
способность к альтернативным решениям;
комбинрование ранее известных способов деятельности с новыми.
И. Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимы чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п. [19, с. 23]
1. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. - 1998. стр. 17-19.
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1992. стр. 32-38.
3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 2000. стр. 5-9.
4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
5. Грибовская А. Аппликация в детском саду. Часть 1 (для детей 3-5 лет). Изд-во: Развитие, 2005.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. М.: Академия. 2007. с. - 268 .
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 2004. 157стр.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1997 12. стр. 73-75.
9. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. - 2002 7,8. стр. 11-20.
10. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973, с. - 71.
11. Кряжва Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 2006. с - 208.
12. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2002, 56 стр.
13. Луговых Н., Мандрышкина Л. Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества. Дошкольное воспитание, 2006, -№6 с.78-79
14. Лыкова Ирина. Приклейка. Аппликация. 2-4 года. Изд-во Карапуз, 2001 г.
15. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Изд-во: Академия Развития, 2007. с. 141.
16. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям Изд-во: Академия Холдинг, 2007 г.
17. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1989 г.
18. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: 2001.
19. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2006. стр. 21-27.
20. Шахова Н. В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. Изд-во: Рипол Классик, 2006 г.
21. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 2004, - 50 с.