2.1. Взаимопроникновение современной массовой коммуникации и современной массовой культуры
Исследование Ю. Финклеpома проблем взаимопроникновения современной массовой коммуникации и современной массовой культуры, включение в них аудитории читателей показало, что трансформация коммуникационно-культурной сферы общества не продуцируется только к организационно-массовым структурам, но и, что является наиболее опасным, к духовной культуре граждан. Hе вызывает возражение утверждения, что в пространстве массовой коммуникации, к которым принадлежат и детские библиотеки, продуцируется и тиражируются культурно-художественные и информационные тексты, хранится, циркулирует, перемещается большое количество литературных текстов, телетекстов, видеотекстов, кинотекстов, аудиотекстов, которые в качестве носителей определенных идей, ценностей и смыслов несут потенциальный заряд для интеллектуального и эмоционального влияния на аудиторию.
Проследив, как система трансформации общества привела к институционным сдвигам на российском рынке массовых коммуникаций, ученый пришел к выводу, что в современном обществе существует специализированная коммуникация, которая направлена на обеспечение функционирования власти и управления, та массовая коммуникация, обязательной функцией которой является влияние по общественному мнению, ее формирование и функционирование. Это предоставляет проблеме деятельности массовой коммуникации статуса социополитического явления.
С точки зрения формирования детской читательской среды интерес представляет именно массовая коммуникация, которая со всей полнотой должна быть использована для формирования и поддержки общественного мнения относительно "культа чтения" и формирования "книжной культуры" у подрастающего поколения.
Пертурбации в системе массовой коммуникации России, изменение ориентаций, стратегий, взглядов отдельных средств массовой коммуникации, их коммерциализация привели к вытеснению ее детской направленности за пределы разумного. Представители коммуникационного инновационного рынка забыли простую истину, что из ребенка вызревает взрослый, который в свою очередь рожает и воспитывает детей, что со временем становятся взрослыми и так до бесконечности. Новое сознание станет достоянием общественности только при условии, если с определенного времени начать ее активно и целенаправленно формировать у детей, буквально из пеленок. Лишь тогда, когда теперешние дети вырастут и начнут передавать свое социальное достояние своим детям, можно говорить о новой общественной формации, как такую.
Мы стали свидетелями революции аудиовизуальных медиа, главными признаками которой становится доминирование компьютерных технологий в системе массовой коммуникации, возникновения и закрепления Интернета, медиатизация символьных общественных связей, взаимопроникновение разных видов массовой коммуникации является преступлением не использовать все это для воспитания подрастающего поколения в духе продекларированных образовательно-воспитательных ценностей нового гражданина Украины.
Ю.Финклеp подает статистические данные, которые свидетельствуют, что «80% информации дети получают собственно через телевидение (в эти данные даже без специального исследования следует внести коррективы в сторону получения информации через глобальные компьютерные сети), поэтому они избегают работать с информацией, что поступает из печатных масс-медиа, в результате чего абстрактно-логическое мышление не получает соответствующей подпочвы для своего развития. Злоупотребление теле- компьютерной информацией приводит к тому, что для ребенка чтения книжки, журнала или газеты является нежелательным, сложным делом».
Имея двойное значение, ориентации коммуникационно-культурничества населения формируются и реализуются под воздействием через его включенность в масс-медийное пространство, и в ровной мере они формируются и реализуются под воздействием традиционной культуры через участие населения в культурной жизни. В этом аспекте весьма важно какой духовный потенциал заложенный в пропагандистскую и образовательную деятельность всех масс-медийных сфер.
Духовность, как сущностное качество человека, которое воплощает в себе активное стремление личности найти наивысший смысл своего существования, соотнести свою жизнь с абсолютными ценностями и, тем самым, вовлечься в духовный универсум общечеловеческой культуры, изучали многих научных работников. Обобщив их задел и на базе личных наблюдений О.М.Олексюк определила, что нормативно-регуляционные механизмы - ценности, оценки, вкусы, идеалы, ценностные ориентации, мировоззренческие установки - обеспечивают целонаправленную, организованную духовную активность личности, в которой достигается гармонические развитие и проявление духовных сущностных сил, возможность не только дифференцировать действительность на уровне "нравится - не нравится", но и постигать истину. Hе заменимой в формировании духовного потенциала личности остается художественная литература. Идя за автором, пронимаясь его эстетичным отношением к действительности, читатели сами становятся в определенном понимание творцами, потому что автор пробуждает и активизирует их личный запас похожих представлений, личный опыт, жизненные ассоциации.
Детская литература как средство развития познавательных интересов дошкольников
Содержание
Введение.......3
Раздел 1. Теории психологической направленности на познание и развитие ребенка.
1.1Мир глазами дошкольника..6
Раздел 2. Информационных запросы и потребности в детской литературе....21
2.1. Взаимопроникновение современной массовой коммуникации и современной массовой культуры.23
2.2. Детская литература и специфика ее восприятия детьми.26
2.4. Воображение, мышление, речь дошкольника...31
Заключение..37
Список использованной литературы.40
Введение
Гуманистическая парадигма образования и воспитания как объективное следствие складывающейся в настоящее время культурологической ситуации предполагает организацию особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и обучаемым В контексте субъект-субъектного подхода современное образование предстает не «воспроизведением» знаний, понятий, приемов и навыков, а развитием индивидуально-неповторимой личности ребенка, начиная с дошкольного возраста
В педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает ни что иное, как диалогизацию учебно-воспитательного процесса, содержательной основой которого становится в том числе и познавательная активность детей (М М Бахтин, В.С Библер, В П Зинченко, Т А Костюкова, С Ю Курганов, Ю В Сенько и др)
Однако современная образовательная практика свидетельствует, что монолог педагога в процессе обучения по-прежнему имеет довлеющее значение, на что указывается в целом ряде исследований (Е В Бондаревская, Е.Б Быстрай, Л А Петровская, Л.С Подымова, В.А Сластенин, А.В Сиволапов, Л С Шайдурова и др ) Происходит это не только потому, что многие учителя оказываются неподготовленными к переориентации с репродуктивных функций на продуктивные, творческие, но и потому, что ставшие учениками дошкольники испытывают зтруднения, когда учебные занятия, организованные на основе субъект-субъектных отношений, подразумевают встречную познавательную активность ребенка
Таким образом, между личностной ориентацией гуманистической образовательной парадигмы, ее требованием двустороннего (педагога и ученика, воспитателя и воспитуемого) познавательного взаимодействия и реальным уровнем сформированности познавательных интересов учащихся видно определенное противоречие, свидетельствующее, что несмотря на то, что категория интереса как личностной познавательной потребности получила достаточно глубокую разработку в психолого-педагогической теории, данный феномен нуждается в дальнейшем изучении, особенно в аспекте его развития у детей дошкольного возраста
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме познавательного интереса дошкольников и учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л И Божович, П И Груздев, М А Даничов, Н Ф Добрынин, Н А Менчинская, Г И Осипов, М Н Скаткин и др), как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А Г Архипов, М Б Беляев, А Г Волостникова, Л А Гордон, А Г Ковалев, В Н Мясищев, С Л Рубинштейн v др), в свчзи с избирательной направленностью личности (В Б Бондаревский, Н В Слфимова, Л М Магюшкин, Н К Постникова, В П Трусов,
Г.И.Щукина, И.М.Цветков и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Г.К.Гумницкий, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Е.Ф.Рыбалко, Б.А.Тештов, Ю.В.Шаров и др.); в контексте развития мотивацион-ной сферы личности (В.Г.Асеев, Б.И.Додонов, Ю.Н.Кулюткин, А.Б.Орлов, А.Ф.Плеухова, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.) и т.д.
Во многих исследованиях развитие познавательных интересов связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т.д., то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И.Божович, Н Д Купарадзе, В.Г.Леонтьев, А.АЛюблинская, М.И.Махмутов, Н.ГМорозова, И.Ф.Мягков, А.В.Петровский, Н.К.Постникова, М.С.Роговин, К.М.Рамонова и др.).
Конкретизируя и одновременно углубляя проблему, ученые анализируют уровни и проявления становления интереса (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Н.Н.Костюков, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, В.В.Репкин, П.Г.Сирбиладзе, Г.И.Щукина и др.), условия и факторы, влияющие на становление и развитие познавательных интересов (А.К.Абдуллаев, А.Д.Алферов, Ю.К.Бабанский, А.А.Бодалев, Д.Н.Большаков, Т.А.Куликова, Т.А.Матис, В.Ф.Моргун, Г.М.Шемякина и др.), методические аспекты исследования интереса (Г.С.Абрамова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Т.И.Лях, А.К.Маркова и др.) и т.д.
Отмеченное противоречие свидетельствует об особой актуальности проблемы развития познавательных интересов именно у ребенка дошкольного возраста.
Цель исследования - проанализировать влияние литературы на развитие познавательных интересов дошкольников.
Объектом исследования выступает образовательно-воспитательная подготовка дошкольников к обучению в общеобразовательных учебных заведениях.
Раздел 1. Теории психологической направленности на познание и развитие ребенка.
1.1Мир глазами дошкольника.
Возраст от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.
Возраст от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей. Приобретает малыш и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком "бою". В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены.
Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою "самость", у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично знает, "что такое хорошо и что такое плохо", он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд. Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу. Ребенок в дошкольном возрасте легко восприимчив как к плохому, так и к хорошему. Все зависит от окружающей среды. У доброжелательных и любящих родителей малыш быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием. В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души. Как утверждает Маркова, что « уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих». Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе. За последнее время в школе произошли серьезные преобразования: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. В результате введения новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе. Апробация альтернативных методик, как правило, проходит по более интенсивной программе.
В контексте понимания заданий воспитания на современном этапе интересные исследования Филипчука Г.Г., Ярмоленко О.Д., Трипольского В.А., Маpабишвили Г.М. Они рассматривают воспитание в широком социальном плане, как функцию не только собственно идеологической деятельности, но и экономики, политики, всей социальной практики, включенной в целеустремленную деятельность по формировании личности определенного типа. Личность рассматривается комплексно: и как биологическое существо, и как микроструктура со своими особенным внутренним миром: характером, темпераментом, способностями, и как элемент социальной структуры.
Проблема соотношения биологического и социального является одной из кардинальных проблем психологической и педагогической науки. Ею занимались многие исследователи (E.Фpейд, E.Тоpндайк, К.Бюлеp, E. Фpомм, Л.Маслоу и др.), но и до сих пор нет однозначной концепции.
По мнению E.Фpейда поведением человека руководят не законы развития общества, а иррациональные силы, и интеллект является не средством познания реальности с целью ориентации в ней, а фактором маскировки этих сил; индивид и социальная среда сначала не находятся в состоянии бесконечной скрытой борьбы. Поведение, в целом, понимается им как реализация или подавление естественных поездов человека.
E.Фpомм одним из первых указал на несостоятельность ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия индивида и общества. Для него, для понимания динамики социального процесса необходимо знать динамику процессов, которые имеют место внутри индивида и, напротив, для понимания индивида необходимо рассматривать его в контексте той культуры, которая формирует его. Он считал, что общество лишь проявляет и деформирует те качества, которые уже потенциально присутствуют в самой природе человека. Внутренний потенциал человеческой природы оказывается спонтанно всякий раз, как только для этого появляются соответствующие условия.
Основным тезисом "гуманистической психологии" А.Маслау есть утверждение, что социальность заложена в самой природе человека и базируется на врожденных компонентах гуманных потребностей человека (любовь, симпатии, уважение и т.п.), которые имеют инстинктивную природу. Отсюда главным компонентом развития является самоактуализация, которая формируется лишь на базе внутренних особенностей индивида, является ростом изнутри.
E. Тоpндайк шел еще дальше. Он утверждал, что «биологический потенциал очерчивает границу развития, преодолеть которую не возможно ни за который условий. Естественные силы, прирожденные склонности человека ограничивают развитие, а отсюда, некоторые дети не могут подняться выше определенного уровня, несмотря ни на какие усилия учителей и уровня образования».
1. Вы¬гот¬ский Л. Во¬о¬б¬ра¬же¬ние и твор¬че¬ст¬во в дет¬ском воз¬рас¬теМ,1991
2. Гав¬ри¬луш¬ки¬на О. Со¬ци¬а¬ли¬за¬ция и раз¬ви¬тие зна¬ко¬во-сим¬во¬ли¬че¬с¬кой де¬я¬тель¬но¬сти до¬шко¬ль¬ни¬ков, от¬ста¬ю¬щих в раз¬ви¬тии (Сб.докл.Меж¬респ. на¬уч¬но-практ. конф.) Минск, 1997,с.24-32
3. Генезис содержания образования (концепция Ари Леви) и детская периодическая печать // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе Сборник научных трудов - Бийск НИЦ БиГПИ, 1994 -С 95-97
4. Детская журналистика как средство развития творческих способностей дошкольников // Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования1 Сборник научных трудов - М Российское психологическое общество, Бийск НИЦ БиГГТИ, 1995 - С. 63-72
5. Детская периодическая печать как средство развития познавательных интересов // Научный поиск в педагогике Материалы Российской школы молодых ученых Волгоград, 5-11 сентября 1994 г - Волгоград. Перемена, 1995 -С 197 -203.
6. Ле¬ту¬нов¬ская С. Вли¬я¬ние на¬гляд¬но¬го мо¬де¬ли¬ро¬ва¬ния на раз¬ви¬тие об¬раз¬но¬го мыш¬ле¬ния до¬шко¬ль¬ни¬ков с на¬ру¬ше¬ни¬ем ин¬тел¬ле¬к¬та,М.1993
7. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии М. 2005
8. Организованный фактор и моделирование развития познавательных интересов (дошкольник и детская печать // Гуманизация учебно-воспитательного процесса Тезисы выступлений участнико международной научно-практической конференции -Бийск НИЦ БиГПИ, 1994 -С 7-9
9. Роль детской периодики в развитии творческого потенциала дошкольников (в соавт) //1 Международный конгресс по проблеме гуманизации образования Тезисы выступлений участников I Международного конгресса по проблеме гуманизации образования - Бийск НИЦ БиГПИ. - 1995 - С 155
10. Становление «Я»: примат творчества // Философская культура личности Сборник научных трудов. Ч. I. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. - С 85-97
11. Обу¬хо¬ва Л. Дет¬ская пси¬хо¬ло¬гия: те¬о¬рии, фа¬к¬ты, про¬б¬ле¬мы.М,1995
12. Потенциал детской газеты // Человек в культуре России. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню Славянской письменности и культуры «Человек в культуре России» - Ульяновск ИПК ПРО, 1996 - С. 63-64
13. Роль творческого познания в развитии личности // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Материалы Всероссийской научной конференции (27-28 марта 1996 г). Ч. 1. - Томск- ТГПУ, 1996. -С. 62-65
14. Познание через творчество- дошкольник и детская периодическая печать // Гуманизация образования - № 1 - 1996. - С. 47-52
15. Педагогика взаимодействия и познавательная активность // Учителю сельской малокомплектной школы Учебное пособие. 2 изд - Бийск НИЦ БиГПИ, 1999 -С. 496-515.
16. Формирование мотивации учения / Маркова А.А., Матис Т.А., Орлов А.Б. и др. - М.: Просвещение, 1990.