ВВЕДЕНИЕ
Одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде.
Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупных странах мира.
В области интеграции мирового образования были подписаны и провозглашены различные конвенции и декларации с целью создания единого пространства высшего образования. Болонская декларация, подписанная в 1999 г. шестнадцатью Европейскими странами, провозглашает создание единого европейского образовательного пространства.
Проблема создания единого европейского образовательного пространства обозначила проблему повышения качества преподавания английского языка как языка межнационального общения.
Факт вхождения России в Совет Европы определил необходимость согласования образовательных стандартов России с общими европейскими стандартами. Применительно к иностранному языку в материалах Совета Европы рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции (General competences) и коммуникативную языковую компетенцию (Communicative language competence).
Непрерывность образования, переход к обучающемуся обществу, развитие обучающихся организаций становится возможным, если на всех уровнях образование направлено на развитие новых компетенций человека постиндустриального информационного общества: способности к непрерывному развитию и саморазвитию внутреннего потенциала человека; готовности к самообразованию, обмену опытом, постоянному взаимодействию с другими людьми с целью достижения понимания; потребности в познании, целостности, творчестве.
Изучение изменений учебно-познавательной деятельности школьника особенно актуально в современных условиях развития отечественного образования, характеризующегося снижением его качества: непрочность базовых знаний, рост количества неуспевающих школьников. Как показывают данные ЕГЭ число выпускников, демонстрирующих низкий уровень владения базовыми знаниями, составляет 27%.
В настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, что зафиксировано в исследованиях PISA (2000, 2003, 2006, 2009). Невысокие результаты свидетельствуют о том, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни, во всяком случае – на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах.
Чрезвычайно важным становится вопрос: как именно должна измениться учебно-познавательная деятельность современного школьника, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени». Именно этим обоснована актуальность выбранной темы.
Цель исследования состоит в научном обосновании педагогических условий формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Задачи:
1. Изучить и проанализирать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «учебно-познавательная компетенция».
3. Определить роль учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования учебно-познавательной компетенции в современном обществе.
Объект исследования: педагогический процесс учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: условия формирования учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка.
Методы исследования: Теоретический анализ и синтез литературы.
Структура курсовой работы определяется её последовательностью и логикой построения. Она состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Компетентностный подход: теоретический анализ понятий…….
1.2. Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка…………………………………………………..…….
1.3. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка………………………………………………………….
6
11
17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. План – конспект урока по теме «Virtual reality» (8 класс)………….
2.2. План – конспект урока по теме «Healthy eating» (9 класс)………….
23
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…. 36
1. Антипова В.М., Колесина К.Ю., Пахомова Г.А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. - 2006. - № 8.
2. Аттестация учителей иностранных языков образовательных учреждений: Методические рекомендации. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 96 с. – (Аттестация работников образования).
3. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учебное пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2003.
4. Бобыкина И.А. Формирование лингвосамообразовательной компетентности будущего учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки: Дис. … канд.пед.наук. Челябинск, 2003. – 184 с.
5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.
6. Карпенко О.М., Беригадская.М.Д. Макеты образовательных программ в области высшего профессионального образования. Проблемы качества образования. Кн. 1. Образовательные стандарты и программы: общие проблемы. - Москва - Уфа, 2004.
7. Карпенко О.М., Луквяненко О.И., Денисович Л.И., Беригодская М.Д. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании // Инновации в образовании. - 2004. - № 6.
8. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Профессиональные компетенции: экспертно-статистический анализ. Вестник Томск. гос. ун-та. - 2007. - № 295.
9. Колесникова И.А. Педагогическая праксиология: Учебное пособие для студентов вузов пед. специальностей. - М.: Академия, 2005. - 251 с.
10. Колесникова И. Л., Дасчина О. А.Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Cambridge University Press. Блиц. СПб., 2001
11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-21
12. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. 4-е издание. Минск, Вышэйшая школа 1998.
13. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. – 380с. – (Образование в документах и комментариях).
14. Ожегов С.И., Шведова.Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997.
15. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе (практико-ориентированная монография) Научные редакторы: Т.И. Шамова, П.И. Третьяков.– Тюмень: ИПП, 1994. – 288с.
16. Равен Джон. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с анг. - М.: «Когито-Центр», 1999. - 144 с.
17. Разумовский В.Г. Научный метод познания и личностная ориентация образования // Педагогика. - 2004. - № 6.
18. Состояние среднего профессионального образования в России / IV съезд союза ректоров ССУЗ России (статистические материалы). - М., 2006.
19. Стратегия модернизации содержания общего образования / А.А. Нинский // Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги, 2001. – 30 с.
20. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская помощь. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
21. Хозяинов Г.В. Основы акмеологии: В 7 ч. - Ч. 2. Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. / Науч. ред. Л. Чеповская. - М.: МНЖ ПиР, 1997 - 20 с.
22. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
23. Урок иностранного языка: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», №16).
24. Челышкова Н.Б. О возможных направлениях модернизации образовательных стандартов: Материалы 11-ой Всероссийской научно-методической конференции. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 53-55.
25. Шамардина Т.В.Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии: Дис. … канд.пед.наук. Оренбург, 2003. – 256 с.
26. Ятаева Е.В. Характеристика учебно-познавательной компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя-лингвиста // Вестник Тюменского государственного университета. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2006. – С.134-138
27. Opportunities pre-intermediate. Students’ book. Michael Harris, David Mower, Anna Sikorxynskay. – English: Person Education Limited, 200-128с.