Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и «музыкальный ширпотреб». Поддержанный индустрией радио и телевидения, растиражированный в бесчисленном множестве видео- и аудиокассет, бессодержательный и антихудожественный, он буквально захлестывает массового слушателя. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Эта проблема поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании. Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями. Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Восприятие музыки - сложного многоуровневого явления - представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, - с возрастными особенностями ребенка-дошкольника. Предмет исследования - процесс развития музыкального восприятия у дошкольников в условиях ознакомления с музыкальными жанрами. Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Задачи: провести анализ учебной литературы по теме ознакомления детей с музыкальными жанрами; охарактеризовать один из видов музыкального жанра;
Введение 3 Глава 1. Музыка как вид искусства 5 1.1. Специфика музыкальных выразительных средств 5 1.2. Понятие о музыкальном жанре. Значение жанра в музыке. Принципы жанрового деления в музыке. Многообразие жанров в музыке. 6 1.3. Характеристика жанра. Опера 10 Глава 2. Особенности понимания детьми дошкольного возраста музыкальных жанров. 16 2.1. Анализ задач в программе воспитания и обучения в детском саду, программах «Синтез» и «Музыкальные шедевры». 16 2.2. Программы 26 2.3. Требования к музыкальным произведениям для восприятия детьми дошкольного возраста. 31 Литература 36
1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961. 2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981. 4. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980. 5. Громов Е. С. Художественное творчество. М., 1972. 6. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов. / Под ред. В.И.Логиновой – М.: Просвещение, 1983. 7. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985. 8. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982. 9. Музыка – детям: сборник статей вып.4 / Сост. Л.Михеева – Л.: Музыка, 1981. 10. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / Под ред. О.П.Радыновой – М.: Просвещение, Владос, 1994. 11. Синтез программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998. 12. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971. 13. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М.: 1986. 14. Холопова В. Музыка как вид искусства Серия: Мир культуры, истории и философии. – М.: ЛАНЬ, 2000. - 319 с.