ВВЕДЕНИЕ Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими формами искусства убеждают нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – то важная предпосылка формирования действительно прекрасного о всех отношениях человека. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Ребенок реагирует на мелодическое пение матери, затихает и прислушивается к нему уже с первых дней своего существования. У него появляется способность к практическим действиям – подстраиваться к певческим звукам, приплясывать на руках взрослых под веселую музыку, чувствуя инстинктивно ритм, темп. Следуя за взрослым, он начинает воспроизводить музыкальную мелодию, постепенно сам становится «творцом» - может сочинить несложную песенку. Все более устойчивым и активным становится внимание детей в процессе слушания музыки. Они узнают произведение по его фрагментам, отличают вокальную и инструментальную музыку, различают их жанры. У детей накапливается запас любимых произведений, их они запоминают, просят повторить. Многие музыкальные произведения несут в себе большой познавательный заряд, вооружают детей новыми сведениями об окружающем.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6 2. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 12 2.1 Музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха. 12 2.2 Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма 13 2.3 Музыкально-дидактические игры для развития тембрового слуха 14 2.4 Музыкально-дидактические игры для развития памяти 14 2.5 Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль, 2005. - 96 с. 2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – 208 с. 3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с. 4. Воспитание и обучение детей пятого года жизни/Под ред. В.В.Холмовской.-М.: Просвещение, 1986.-144с. 5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005. – С. 116-189. 6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. С.Л. Новоселовой.-4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985.-144с. 7. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 2006. - 89 с. 8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика/С.А.Козлова, Т.А.Куликова.-5-е изд., стереотип.-М.: Академия, 2004.-416с. 9. Комиссарова Л.Н., Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет.садов /Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.. - М., 1986.-78с. 10. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя.-М.: Просвещение, 1982.-96с.:ил. 11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997. – 65с. 12. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000. – 119 с. 13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических колледжей / Под ред. О.П. Радыновой.- М.,-1994. -223с.