(Нет отзывов)
34 страниц
2019-06-07

Дидактическая игра,как средства развития ребенка раннего возраста

В наличии
1640 ₽

1.5 Дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.
Рассмотрим игры и занятия для детей второго года жизни с точки зрения тех дидактических положений, на основе которых они проводятся. Дидакти-ческие игры и занятия дают положительные результаты при условии плано-мерности их проведения. Педагог распределяет материал по занятиям, со-блюдая последовательность от простого к сложному. Предположим, ставится конкретная задача познакомить детей с некоторыми вещами или игруш-ками, которые находятся в групповой комнате. В процессе решения этой за-дачи дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их, действовать с ними.
Однако темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать пред-меты и действовать с ними дети научаются быстрее, чем называть их. Соот-ветственно от одного занятия к другому усложняются и требования воспита-теля к детям. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесе-нии слов-названий, а в жестах или движениях: они показывают предмет, приносят его по просьбе воспитателя. Затем от детей требуют правильно на-зывать предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Так, постепенно у детей развиваются восприятие, речь; накапливаются эле-ментарные знания об окружающем.
Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на од-ном занятии, так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздей-ствие (в данном случае побуждение сделать что-то или назвать предмет), другим для этого требуется более длительный срок. Получаемые на занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми настоль-ко, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима.
Для прочного усвоения программных требований всей группой необхо-дима неоднократная повторность одних и тех же занятий. Опыт показывает, что при повторении занятий растет активность детей. Например, проводится занятие «Узнавание и отыскивание предметов» с малышами первого полуго-дия второго года жизни. В первый раз отмечается заинтересованность заня-тием у всех, но активно участвуют в нем только некоторые. На втором заня-тии наблюдается примерно та же картина, но на третьем уже все дети пра-вильно узнают и показывают предметы.
Повторность осуществляется в разных вариантах. Повторение занятий без всяких изменений имеет свои положительные стороны, так как дает воз-можность путем неоднократных упражнений закреплять получаемые знания и умения. Точное повторение занятия практикуется в тех случаях, когда ус-пешное выполнение поставленной задачи зависит от правильных движений и действий детей с предметом или когда повторение помогает им преодолеть затруднение, например при произнесении звука, слова.
Вместе с тем наблюдения показывают, что точное воспроизведение пре-дыдущего занятия может иногда привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому при по-вторении занятий с применением нескольких предметов или игрушек, сохра-няя одно и то же программное содержание, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к уже известному.
Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использова-ны большие и маленькие шарики, а на другом большие и маленькие мат-решки или собачки.
Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидакти-ческих задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Поэтому на занятиях после общего ознакомле-ния с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине шари-ков, а затем к цвету. Разнообразие занятий достигается также усложнением заданий. Приведем пример. На занятии читается стихотворение А. Барто «Кто как крчит». Сначала дети воспроизводят встречающиеся в тексте под-ражания крикам животных, затем воспитательница, не повторяя стихотворе-ния, предлагает воспроизвести мычание коровы, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, писк цыпленка и при этом показывает соответствующую игрушку. Так усложняются требования к детям от подражания слышимому образцу к самостоятельным ответам.
С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать за-труднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избе-жать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно. Наблюдая детей, нередко можно видеть, что во время, свободное от занятий, они без побуждения со стороны взрослого по-вторяют какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии. Например, ставят кубики один на другой, разрушают постройку и опять начинают все сначала. Одно и то же действие ребенок повторяет неоднократно, причем де-лает это с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или сниже-ния интереса. Также, играя, ребенок способен много раз повторять слово или сочетание звуков, которыми он начинает овладевать. Такое поведение детей связано с появляющимся к концу раннего детства на основе накопления опы-та деятельности стремлением к самостоятельной деятельности.
Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Эффективность дидактических занятий с детьми ран-него возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Доби-ваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, сле-дует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стре-миться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще за-ставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладева-ют доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положи-тельное отношение, чувство радости, удовольствия.
Их успехи на занятии определяются также тем, интересно или неинте-ресно им его содержание. Поэтому воспитатели, которые разными способами поддерживают заинтересованность участников занятия, стремятся вызвать у них положительные эмоции. Создавая условия для возникновения у детей положительных эмоций, воспитательница легче и быстрее достигает постав-ленные дидактические цели.
Необходимо помнить о культуре проведения занятий, важным компо-нентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показы-вают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, не-сломанные; кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные. Рас-сматривание их доставляет ребенку радость, и он с большей эмоционально-стью реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям речи педагога.
Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, иг-рушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик. Интерес к занятию создается также в тех случаях, когда его содержание направляет детей на решение ин-теллектуально-игровой задачи. Ребенку дают для игры деревянные колечки, которые надо надеть на стержень. С внешней стороны игрушка ничем осо-бенным не привлекательна. И все же ребенок длительное время занимается с нею, пытаясь надеть кольца на стержень, что удается ему не сразу. Он на-стойчиво продолжает свои попытки, делая это сосредоточенно, увлеченно. В данном случае положительное отношение ребенка к занятиям вызвано не внешним видом игрушки, а заинтересовавшей его возможностью действовать с нею.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1 Дидактическая игра 5
1.2 Роль деятельности в развитии личности ребенка 7
1.3 Значение дидактических игр 9
1.4 Классификация игр 11
Глава 2. Экспериментальная часть 25
2.1. Констатирующий эксперимент. 25
2.2 Формирующий эксперимент 25
Приложение 1Система дидактических игр 27
Заключение 33
Список литературы 34

Введение
В первые годы жизни детей происходят очень существенные измене-ния в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий. К двум двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, мо-жет взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
В раннем детстве дети начинают различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Ре-бенок овладевает речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Огромную роль в развитии и воспитании ребенка играет игра, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, в игре реализуются потребность взаимодействия с окружающим миром.
А.С. Макаренко давал следующую характеристику роли детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происхо-дит, прежде всего, в игре...»
Объект исследования: группа детей раннего возраста ДОУ.
Предмет исследования: система развития детей раннего возраста, с ис-пользованием дидактических игр.
Цель курсовой работы: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей раннего возраста в игре.
Гипотеза курсовой работы: Развитие детей в игре будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, познавательную активность детей, целесо-образное планирование игр в течение года, исходя из задач всестороннего развития ребенка, учитывая принципы индивидуализации и дифференциа-ции.
Задачи исследования:
Изучить особенности проведения игр с детьми раннего возраста.
Определить условия использования дидактических игр.
Экспериментально опробовать систему использования дидактических игр, направленную на развитие познавательной деятельности, мышле-ния, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.
Методы исследования:
анализ научной и методической литературы над проблемой исследова-ния;
наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих про-грамм и научно-воспитательной документации;
провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития детей раннего возраста.

Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Дидактическая игра
Особый вариант педагогического общения представляют дидак¬тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо¬щи и по-средством решения игровых задач. Управляя процессом игры, воспитатель одновременно и руководит учебно-познавательной дея¬тельностью, и связы-вает ее с положительным мотивационным и эмо¬циональным фоном игры, с увлеченностью соревнования.
Игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию. Таким образом, условие игрового действия способствуют воображению, делают его необходимым.
Пока ребенок не играет, он не воображает игровую ситуацию, и фанта-зия не работает. Только в процессе игры предмет как будто распадается на вещественные свойства и игровой смысл.
Известно множество «техник» фантазий. Среди них комбинирование соединение известных элементов, в новых комбинаций, которые постоянно наблюдаются в детских играх.
Следует назвать также акцентирование подчеркивание отдельных черт явления (которое открывается). Преувеличение или надменное пре-уменьшение помогает ребенку в игровом или сказочному сюжете сделать иг-ровое ударение на каком либо субъективно очень важном. Акцентирован-ное отражение определенного персонажа или отдельной ситуации, содейст-вует обобщению, типзации, поскольку некоторые черты упрощаются, со-всем выпадают, случайные черты отбрасываются.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мо-тивом есть не отражение какого то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.
В игре ребенок не наследует, не передает особое, характерное, он все-гда типизирует.
Интуиция стимулирует фантазирование, а фантазии воспринимают развитие творческого мышления. Мышление является процессом опосредо-ванного познание вещей и явлений, осмысливание связей и отношений меж-ду ними.
В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает себя замещение (в место людей кукла), упро-щения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ре-бенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Игру можно орга-низовать, но ребенок сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Но содержание игры, вклю-ченность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребе-нок сам переходит от одной игры к другой.
Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного жела-ния учится. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пи-шет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологиче-ская форма мотивов Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредствен-ных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно и другие виды деятельности льют воду на мельницу на фор-мирование новых потребностей, но не в какой другой деятельности нет тако-го эмоционально наполненного вхождени в жизнь взрослых, такого дейст-венного выделения общественных функций и смысла человеческой деятель-ности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для раз-вития ребенка».
1.2 Роль деятельности в развитии личности ребенка
Все качества, свойства личности не только проявляются, но и форми-руются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые состав-ляют жизнь личности, ее общественное бытие.
В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в много-численные и разнообразные отношения с другими людьми. Чем разнообраз-нее его деятельность, тем многообразнее его отношение с другими людьми, и тем более и разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
В процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т.е. навыков и умений.
Навыки это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом, автоматизированные в результате многократных по-вторений.
Любая разумная деятельность человека не сводится к навыкам. Чело-век должен уметь самостоятельно использовать системы, или наборы осво-енных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т.е. выполнять, помимо физических еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т.е. освоения способов действия.
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующи-ми особенностями:
Игра представляет собой форму активного отражения ребенком ок-ружающей его жизни людей.
Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется ком-плексными действиями, а не отдельными движениями (как, напри-мер, в труде, письме, рисовании).
Игра является формой творческого отражения ребенком действитель-ности. Играя, дети вносят много собственных выдумок, фантазии, комбини-рования.
Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогаще-ния, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способно-стей и сил ребенка.
В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятель-ность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивает-ся. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изме-няться:
от начала к концу;
от первой игры к последующим играм той же группы детей;
наиболее существенные изменения в играх происходят по мере раз-вития детей от младших возрастов к старшим.
Средствами игры являются:
Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
Способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях лю-дей.
1.3 Значение дидактических игр
Игровая форма обучения ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной.
Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает не-обходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы.
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть реше-ны в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспита-ния маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрос-лый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию необхо-димое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных за-дач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (быто-вой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами пе-редвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего сло-ва взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их пред-метах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточ-ком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремлен-ность, активность и планомерность действий.
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравст-венном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение дейст-вовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с други-ми детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д. Зарождаются первый интерес к действиям дру-гого ребенка, радость общих переживаний.

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой., Психологическая наука школе. Про-свещение 1997.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младше-го дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
3. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2001.
4. Коломанский Я. Л., Панько Е. А. М. Просвещение, 1988
5. Киричук О. В, Романец В. А. Основы психологии. Киев, Лебедь 1997.
6. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993
7. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001
8. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких / И. А. Ермакова. Санкт-Питербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
9. Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000
10. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. М.: Мозаика-Синтез, 2002.
11. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя ре-чи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. М.: Мо-заика-Синтез, 2004.
12. Эльконин Д. Б. Психологие игры М. Просвещение, 2001.
13. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002.

Список курсовых работ по предмету педагогика