4. Принципы сотрудничества семьи и ДОУ
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возмож¬ностей коллектива и семьи, максимальное использование вос¬питательного потенциала в совместной работе с детьми;
Формирование сотрудничества детей, родителей и педаго¬гов зависит прежде всего от того, как складывается взаимо¬действие взрослых в этом процессе. Результат воспитания мо¬жет быть успешным только при условии, если педагоги и ро¬дители станут равноправными партнерами, так как они вос¬питывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образователь¬ный процесс, выработанные совместно общие цели и образова¬тельные задачи, а также пути достижения намеченных резуль¬татов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здо¬ровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начина¬ния педагогов, направленные на удовлетворение и развитие ин¬тересов, потребностей детей. Родители взрослые люди, име¬ющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализи¬ровать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог мо¬жет получить их нужный и полезный совет.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше уз¬нать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его ин¬дивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведе¬нии, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей не профес¬сиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и ро¬дители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы пе¬дагогического просвещения в этой связи.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам ДОУ. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объедине¬нии усилий, что родители его союзники и он не может обой¬тись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспита¬телю необходимы терпение и целенаправленный поиск пу¬тей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаи¬модействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, татично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на роди¬телей-единомышленников, учитывая интересы каждого ре¬бенка и его семьи.
На современном этапе в работе с родителями появляется по¬нятие «включение родителей» б деятельность дошкольного уч¬реждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое ока¬зывает влияние на его функционирование и развитие.
Многолетние пребывание ребенка в ДОУ позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей.
5. Методические основы сотрудничества ДОУ и семьи
Проектирование методологических основ в сфере взаимодействия ДОУ и семьи позволяет максимально учитывать особенности воспитательной системы ДОУ, контингента воспитанников и родителей, специфику проблем дошкольного и семейного воспитания, имеющиеся у ДОУ и семьи ресурсы в сфере взаимодействия и воспитания. Процедура проектирования реализуется в рамках деловой стратегии, представляющей собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации, оптимального распределения ресурсов и планирования деятельности в процессе проектирования. Содержание проектировочной деятельности определяется выделенными этапами проектирования: оперирование с проблемой; работа с ресурсами; конструирование поля проблем; построение пути выхода из зафиксированных проблем; создание проекта; планирование реализации проекта; экспериментальная проверка проекта. Реализация проектировочной деятельности осуществляется за счет оптимального включения в проектирование субъектов взаимодействия ДОУ и семьи на различных этапах проектирования.
Технологический подход к реализации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка позволяет анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт организации взаимодействия ДОУ и семьи, комплексно решать воспитательные проблемы ДОУ и семьи, снижать влияние неблагоприятных факторов в сфере воспитания ребенка, оптимально использовать ресурсы и актуализировать потенциальные возможности, имеющиеся в сфере взаимодействия у ДОУ и семьи. Технология эффективного взаимодействия ДОУ и семьи основывается на соблюдении условий эффективности взаимодействия в сфере «ДОУ-семья». Этими условиями являются:
1. опора на сферу пересечения актуальных потребностей ДОУ и семьи в воспитании детей,
2. учет ресурсов ДОУ в сфере взаимодействия с семьей,
3. реализация имеющихся возможностей и актуализация потенциальных возможностей ДОУ и семьи в сфере взаимодействия.
Оценка эффективности процесса проектирования технологии эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка осуществляется на основании соответствия взаимодействия ДОУ и семьи в рамках реализуемой технологии критериям эффективности взаимодействия, выделенным в процессе проектирования технологии.
Представляется, эффективное ДОУ и семьи, позволяющее решать возникающие проблемы, возможно при реализации следующих организационно-педагогических условий:
1. воспитателем изучается и принимается во внимание педагогический потенциал конкретной семьи;
2. в ДОУ организуется своевременное информирование, просвещение и консультирование родителей я;
3. имеет место совместная деятельность сотрудника ДОУ, воспитанников и членов их семей в организации и проведении воспитательной работы;
4. воспитателем осуществляется аналитическая деятельность, позволяющая определить результативность организуемого взаимодействия.
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций.
Одной из задач взаимодействия сотрудника ДОУ с родителями является умелое и целесообразное использование их потенциала в обучении и воспитании детей. Важным условием организованного взаимодействия является аналитическая деятельность. Она должна проводиться на каждом отдельном этапе совместной деятельности, а также в конце четверти, полугодия, учебного года. Цель аналитической деятельности заключается во всестороннем разборе (рассмотрении) взаимодействия сотрудника ДОУ с членами семей воспитанников. При анализе результативности любого мероприятия (действия) следует определить: уровень удовлетворенности качеством сотрудничества всех субъектов образовательного процесса; положительные результаты взаимодействия; причины возникших затруднений; возможные отрицательные последствия; дальнейшую систему совместных действий.
Исходя из сказанного, отметим, что, дополняя друг друга, в своей совокупности данные условия могут послужить основой для построения целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи.
Взаимодействие ДОУ и семьи крайне индивидуально в силу большого влияния конкретных обстоятельств: культура микросреды, менталитет микрорегиона, социальный статус семей, профессионализм педагогов и общая их культура, а также национальные традиции и традиционное отношение к детям, детству как феномену жизни - потому педагогическая тактика беспредельно разнообразна и бесконечна в своей вариативности. Поэтому неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Предписанные извне, они обязательно подвергаются извращениям в ходе обязательного исполнения либо скрытно саботируются, прячась за красивые обманные письменные отчеты.
Содержание
Введение 3
1. Психологические предпосылки взаимодействия ДОУ и семьи 5
2. Эффективность коммуникации членов семьи и сотрудников ДОУ 7
3. Педагогические условия эффективности сотрудничества сотрудника ДОУ и семьи 9
4. Принципы сотрудничества семьи и ДОУ 13
5. Методические основы сотрудничества ДОУ и семьи 16
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение. Методика развития готовности родителей к эффективной коммуникации с сотрудника ДОУ 25
Введение
Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Проблема настоящего исследования заключается в анализе перспектив взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и родителей в современных условиях, которые характеризуются значительными социально - экономическими изменениями.
Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).
Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.
Однако зачастую влияния, оказываемые ДОУ и семьей на ребенка, разнонаправлены. В настоящий момент содержание взаимодействия ДОУ и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям ДОУ и семьи в сфере воспитания.
Цель исследования выявить условия эффективности сотрудничества сотрудников ДОУ родителей в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- анализ теоретических исследований в изучении психлогических и педагогических предпосылок взаимодействия (ДОУ и семьи),
- изучение методологических основ данного взаимодействия.
Объект исследования: система необходимых для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ условий, требуемых для работы с дошкольниками.
Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган, М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова).
1. Психологические предпосылки взаимодействия ДОУ и семьи
Современные ДОУ переходят к тесной интеграции дошкольного и семейного воспитания, создаются комплексы «ДОУ семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями деятельности. При хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.
Груз привычных, но неверных представлений все еще ощутимо сказывается и в сфере формирования лич¬ности. Именно здесь путь к подлинной гуманизации оказывается весьма нелегким: велика инерция старых шаблонов и установок, изживающих себя методов, вызывающих лишь отчужденность и стойкий негативизм у молодого поколения по отно¬шению к «миру взрослых».
Это, в первую очередь, относится к семейному воспи¬танию, где зарождаются и интенсивно протекают ис¬ключительно важные со всех точек зрения процессы становления нравственного и гражданского самосозна¬ния, самоопределения личности и развития ее духовной культу¬ры, формируется или, наоборот, подрывается психическое здоровье детей. Семья, а именно родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний, необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Именно через систему внутрисемейных отношений ребенок вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, усваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.
2. Эффективность коммуникации членов семьи и сотрудников ДОУ
Однако становление гармоничных взаимоотношений между членами семьи невозможно без эффективной коммуникации. Именно она становится основой формирования прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, сопричастности. Благодаря коммуникации реализуются воспитание и обучение детей в семье. Особую остроту вопросам, связанным с эффективной коммуникацией, сегодня придает переход к информационному обществу, требующий развития информационной культуры всех его членов. Основные этапы совершенствования эффективной коммуникации указанного типа отражены в Приложении.
В связи с этим, развитие у родителей педагогически целесообразной направленности на эффективную коммуникацию с детьми приобретает особую актуальность.
Незаменимую роль в решении этих вопросов может и должна сыграть ДОУ. Именно взаимодействие ДОУ и семьи, в результате которого создается настоящее содружество родителей и воспитателей, как единомышленников, способствует благоприятному становлению личности ребенка, способного и готового к творческим усилиям, самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективную коммуникативную деятельность. ДОУ, ее стабильно действующий педагогический коллектив призваны создать такие условия, при которых не только воспитанники знают друг друга, но и родители хорошо знают своего ребенка. Вот почему так важно вырабатывать единые педагогические требования к организации деятельности, ее оценке и оценке поведения детей на основе гуманистических подходов к воспитанию. Это важное условие, при котором решаются и задачи развития социальной активности личности. Мотивационный и интеллектуальный компоненты психологической готовности сотрудника ДОУ к взаимодействию с семьями воспитанников взаимообусловлены:
достаточный уровень мотивационной готовности стимулирует развитие интеллектуального компонента,
достаточный уровень интеллектуальной готовности обуславливает проявление таких компонентов мотивационной готовности, как уверенность в успехе взаимодействия и готовности прийти на помощь семье воспитанников.
Проблема эффективного взаимодействия сотрудника ДОУ с семьями воспитанников - одна из актуальных проблем психологии профессионального развития личности сотрудника ДОУ.
К профессиограммам, в которых взаимодействие сотрудника ДОУ с семьями воспитанников рассматривается как одна из важнейших педагогических функций, можно отнести профессиограмму Самуйленков Д.Ф., отмечающего, что сотруднику ДОУ необходимо устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями воспитанников, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах.
3. Педагогические условия эффективности сотрудничества сотрудника ДОУ и семьи
Процессы демократизации в системе образования, ег вари¬ативность, инновационные программы обусловили необходи¬мость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:
между правами и обязанностями родителей и неуме¬нием ими пользоваться;
между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
между стремлением родителей к активной деятельно¬сти в дошкольном учреждении и строго регламенти¬рующим характером деятельности учреждения;
между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родите¬лями и отсутствием систем обучения их в дошколь¬ных учреждениях.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия раз¬личных социальных институтов (детский сад, семья, обществен¬ность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспита¬ния ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возмож¬ностей коллектива и семьи, максимальное использование вос¬питательного потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и до¬школьного учреждения, его промежуточных и конечных ре¬зультатов.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и об¬щественности нашла свое отражение в ряде нормативно-право¬вых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», За¬коне «Об образовании» ,»Концепции модернизации образования»
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители яв¬ляются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы фи¬зическоо, нравственного и интеллектуального развития лич¬ности ребенка в раннем возрасте.
1. Авдеев А.С. История педагогического воздействия в онтогенезе. М.: Манускрипт, 2001
2. Андриади И.П. Истоки становления авторитета сотрудника ДОУ //ДОУ и производство.-2001,-№8.
3. Баринова А.Н. Педагогика. М.: Литера, 2003
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-М.: Издательский центр "Академия". -2002
5. Рогов Е.И. Воспитатель как объект психологического исследования. М.:ПРИОР, 2002
6. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет сотрудника ДОУ. М.: Смарт, 2006
7. Смирнова А.Н, Основы педагогики. М.:Литера, 2003
8. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. Москва, 1990.
9. Черняева А.Ю. Андрагогический подход как основа развития готовности родителей к эффективной коммуникации с детьми в семье/ Черняева А.Ю.//Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / Под ред. З.Г. Нигматова, РШ. Маликова. Казань: Тат.кн.из-во, 2006
10. Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка. М.: Смарт, 2004