Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, школы).
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступет посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Обучение дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки поведения в обществе, отношения к труду, к людям.
Процесс обучения носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива. Кроме знаний в школе ученик получает знания через средства массовой информации (радио, телевидение, прессу) в семье.
Воспитание - это формирование личности, ее характера, чувств, этических и эстетических идеалов, умения трудиться, культуры поведения.
Забота о здоровье подопечных составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации социального педагога-валеолога.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести:
социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998г.);
щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности;
Основными требованиями к социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты прав ребенка на охрану здоровья являются следующие:
профессионально-этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;
гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;
способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;
умение предупреждать школьные неврозы и устранять социо-психолого-педагогическими средствами причины, их вызывающие;
позитивное отношение к личностному росту ребенка, целенаправленность, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;
учет возможной природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;
сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического. Психического, социального здоровья.
Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по методико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление 7
1.1 Здоровый образ жизни 7
1.2 Влияние образа жизни на учебную деятельность ребенка 12
1.3 Характерные особенности современного понимания здоровья 18
Выводы к 1- й главе 22
Глава 2. Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей 23
2.1 Проблемы здорового образа детей 23
2.2 Роль образовательных учреждений в формировании здорового образа жизни детей 28
2.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей 34
Выводы к 2-й главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Список использованной литературы
1. Агеева С.В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе//Справочник классного руководителя.-2007.-№10.-С.48-51
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие/Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова.-М.:Академия, 1999.-440с.(Высшее образование).
3. Вашлаева Л.П. Здоровьесбережение учащихся приоритет образования//профессиональное образование.-2007.-№7.-С.16-17
4. Ведение здорового образа жизни в дошкольном и школьном возрасте: Лонгитюдное национальное Исследование: Протокол Исследования для Обзора 2001/2002. - HBSC Международный Центр. - Шотландия, 2001.- 362с.
5. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни //. 1994, № 9, С. 9-11.
6. Виноградов П.А., Основы физической культуры и здорового образа жизни. / Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. -М, 1996, 203с.
7. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. -Москва, 1990, С.19 - 20.
8. Гончаров В.Д. Наука о здоровом образе жизни: на путях становления // Теория и практика физ. культуры. -1998,- № 4, С 43-44.
9. Горанская С.В., Выбираю жизнь: Учебно-методическое пособие/ Горанская С.В., Баранова О.С.. Петрозаводск, 2000.- 68с.
10. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы.- СПб., 1999.- 144 с.
11. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек.- Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.-.110 с.
12. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. -М., 1992.-198с.
13. Зарецкая С.К. Теореико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу//Методист.-2008.-№3.-С.57-59
14. Ильин Е.П. Психология воспитания: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1987.-287с.
15. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб.: Лань, 1997.- 512с.
16. Колесов А.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.-М.:Изд-во УРАО, 2000.- С.69.
17. Колип П. Гендерные различия в статусе здоровья во время юности: замечательное изменение//Международный журнал юной медицины и здоровья.-1997.-С. 9-17.
18. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования здорового образа жизни детей школьного возраста: Автореф. докт. дис. СПб, 2000.- 54с.
19. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика. -1999.-, № 6.-С. 2-7.
20. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддитивного поведения у подростков. - М., 2000,113с.
21. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. -СПб., 1996.- 174с.
22. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в человеке в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. -1996.-№ 1.-С. 7-11.
23. Лубышева Л.И. Социология здорового образа жизни, физической культуры и спорта: Учеб. пос. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.-С.240.
24. Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики среди младших школьников.-СПб.: Изд-во «Образование-культура»,1999.-С.80-90.
25. Макеева А.Г. А долго ли до беды?: Пед. профилактика детского наркотизма. - М.: Линка-Пресс, 2000.-С.55.
26. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся на фак. соц. педагогики и соц. работы/[Б. Н. Алмазов и др.]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М: Академия, 2004.-С.23.
27. Молодёжь и наркотики: пути профилактики: Метод .рек-ции, Архангельск: Изд-во ПГУ, 2002.-89.
28. Надеждин А.В., Советы педагогам и психологам общеобразовательных школ и средних неспециальных учебных заведений/ Надеждин А.В., Иванов В.И..-М.-С.17-18.
29. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики//Стандарты и мониторинг.-2006.-№6.-С22-28
30. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога/Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова.-М.:Владос, 2007.-400.
31. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы здорового образа жизни в преддверье XXI века. - СПб.: ГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1998.- 217с
32. Педагогика: Учеб. пос./ Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.: Просвещение, 1988.- 479с.
33. Петленко В.П. Физическое и психическое здоровье. Валеология человека: Здоровье - любовь - красота. Т. 3. СПб., 1996.- 350с.
34. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. - СПб.: изд-во СПб ун-та, 1997, С. 117.
35. Пол и Здоровье в Юности: ЗОЖ политика Здоровья «Ряда Политики для детей и подростков». - Германия, 1999.-С. 37.
36. Психолого-педагогические аспекты профилактики наркозависимости у школьников. - Ростов н/Д.: Изд-во ИПК и ПРО, 2000.-С.57.
37. Романова О.Л., Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе/ Романова О.Л., Самойлова М.В., // Вопросы наркологии.-1994.-№ 1
38. Семенова Т.А. Будь здоров, отличник!//Справочник классного руководителя.-2008.-№11.-С.19-23
39. Социальная педагогика: курс лекций Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., и др. // - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 416с.
40. Социология / Под ред. Э.В.Тадевосяна: Учеб. пособ. - М.: Знание, 1995.-272с.
41. Твоя жизнь твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников (психолого педагогические рекомендации)/ Т.М. Жирова.- Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006.-С.17.
42. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М., 1993.-278С.
43. Шишковец Т.А.Справочник социального педагога.-2-е изд. Перераб. И доп.-М.;ВАКО, 2007.-336с.
44. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998.- 596с.