Введение
В мировом образовательном пространстве в настоящее время происходит изменение представлений о сущности и целях образования. Это вызывает потребность в поиске иных подходов к организации образовательного процесса, определении способов обеспечения возможности саморазвития и самореализации личности. Демократизация национальных систем ведет к смене парадигмы образования, в рамках которой человек становится все более активным субъектом преобразований в образовании.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в последней четверти ХХ века в мире произошли кардинальные перемены, обусловленные процессом глобализации. В рамках этого процесса интеграция становится краеугольным камнем всех преобразований в образовании. Это обуславливает вступление национальных систем образования в непрерывный процесс реформирования, главной целью которого является повышение качества образования в процессе диалога разных национальных систем образования. Современное общество, все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность и умеющего жить в условиях свободы, но при этом ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаимосвязь с миром и достижениями цивилизации. В этой связи, наряду с использованием достижений отечественной педагогики актуальным для современного российского образования оказывается зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики.
В свете приведенных положений вполне правомерно обращение к конкретным гуманистически ориентированным зарубежным педагогическим системам, которые складывались и реализовывались на протяжении ХХ века и доказали свою продуктивность в процессе взаимодействия с различными национальными педагогическими системами. Для отечественной педагогики ее истории и современности наиболее значимым было теоретическое осмысление и практика использования ряда зарубежных педагогических систем. В первую очередь это педагогические системы Д. Дьюи (1859-1952) , Я. Корчака (1878-1942), М. Монтессори (1870-1952), С. Френе (1896-1966) и Р. Штайнера (1861-1925) .
Такой выбор обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, это педагогические системы, ряд аспектов которых убедительно доказали на протяжении ХХ века свою продуктивность. Во-вторых, они имеют давнюю традицию практического использования в различных странах мира. И, наконец, в-третьих, что имеет для данного исследования решающее значение, они обладают, хотя и в разной степени опытом их теоретического осмысления и практического использования в отечественной педагогике.
Особое место в данном инновационном движении занимает система итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952).
Актуальность ее авторской педагогической системы для современного образования основана на ряде гуманистически ориентированных концептуальных положений: сущностных принципах свободной и самостоятельной деятельности ребенка; учете сензитивных периодов его развития; разноплановой предметной деятельности и практической работе с
материалами автодидактического характера; оптимальном сочетании опосредованного и непосредственного воздействия педагога на развитие ребенка и др. Ценность и значимость «метода Монтессори» была принята еще ее современниками, что определило интерес к нему как со стороны известных зарубежных (George A., Fisher D.C., McClure S.S., Tozier J., Ward F.E. и др.), так и отечественных исследователей (Сухотина Т.Л., Таубман В.В., Тихеева Е.И., Фаусек Ю.И. и др.), а также признание мировым образовательным сообществом и появление международной педагогической организации по изучению и распространению авторской концепции .
Цель исследования − раскрыть характерные особенности педагогической системы М.Монтесори, проследить процесс адаптации данной системы в образовательное пространство России, показать ее значение для современной педагогики.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
− изучить и проанализировать литературные и другие информационные источники по данной проблеме;
− проанализировать основные особенности школы Монтессори;
− рассмотреть значение школы Монтессори для современной педагогической науки;
− провести анализ процесса адаптации педагогической системы М. Монтессори в образовании России;
− определить потенциальные возможности использования российского опыта адаптации «Монтессори-педагогики» с целью обогащения современного отечественного образования.
Объект исследования − педагогическая система М. Монтессори.
Предмет − сущностные основы школы Монтессори» как интегративного явления мировой педагогической культуры.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Педагогическая система Марии Монтессори 6
1.1. Общая характеристика системы Марии Монтессори 6
1.2. Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори 8
1.3. Роль предметно-пространственной среды 9
1.4. Роль педагога в системе Монтессори 11
1.5. Монтессори-материал как наиболее важная часть «подготовленной среды» 12
1.6. Особенности учебных групп 15
Глава 2. Значение школы М. Монтессори для современной педагогики 16
2.1. Применения педагогической системы М. Монтессори в российском образовательном пространстве 17
2.2. Особенности адаптации педагогической системы М. Монтессори в образовании России 19
Заключение 21
Глоссарий 23
Библиографический список 24
Приложение 1 25
Приложение 2 26
Приложение 3 27
Библиографический список
1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 400с.
2. Висангириева Е.Д. Экология духа. Монтессори-детский сад г. Туапсе. Методические указания. − Ростов-на-Дону, 2002. − 93с.
3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. − М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. − 272с.
4. Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1. − М.: Российский Монтессори-центр. Изд-во «Мастер», 1992. − 80с.
5. Монтессори М. Значение среды в воспитании: Пер. с итал. К.Памфиловой // Частная школа. − 1995. − №4.− С. 122-127.
6. Никитина В. П. Педагогические условия саморазвития младшего школьника в учебной деятельности на основе метода М. Монтессори. Автореферат дис. канд. пед. наук. − Петрозаводск, 2007. − 22с.
7. Никольская А.С. Исторический опыт адаптации педагогической системы М. монтессори в образовании России и США. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. − Москва, 2009. − 26с.
8. Сороков Д. Г. Актуальные проблемы адаптации Монтессори педагогики в России // Альманах МАМА. − М.: ММЦ, 1994. − С. 45-54.
9. Сумнительный К.Е. Теоретическое осмысдение и практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании второй половины ХХ века. Автореферат дис. докт. пед. наук. − Москва, 2008. − С. 4-5.
10. Черкасова О.В. Антропологический подход в воспитании основа гуманистической педагогики // Вестник СамГУ: Педагогика. − № 3. − 2000. www.ssu.samara.ru/~vestnik/ gum/ 2002web3/pedi/ 200231301. html