Введение
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.
Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.
Проблема значения игрушки в жизни ребенка весьма актуальна, особенно в начале 21 века, когда у современного ребенка появляются совершенно новые интересы, связанные с внедрением в наш повседневный быт электронной техники, компьютеров; появлению на прилавках российских магазинов игрушек, которые не отвечают порой санитарно-гигиеническим требованиям, а иногда и педагогическим (спорный вопрос о воспитательной роли куклы «Барби» отечественных и зарубежных психологов).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены для подбора игрушек в группы детского сада и оформления игровой комнаты, а также для планирования работы воспитателя в режимные моменты свободной игровой деятельности детей.
Цель курсовой работы: изучить возможности использования игрушки в воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: приоритеты выбора и использование игрушки детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: использование игрушки в свободной игровой деятельности.
Респонденты: в эксперименте участвовали дети дошкольного возраста от 4, до 5,2 лет средней группы №3 ДОУ №*** г.***** . Всего 16 детей.
Гипотеза: дети дошкольного возраста выбирают игрушку в соответствии с возрастом, полом и собственными личными интересами.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую медицинскую и научно-популярную литературу по теме исследования.
2. Теоретически классифицировать виды игрушек и педагогические требования к ним.
3. Проанализировать организацию игровой среды для детей дошкольного возраста средней группы и возможности использования игрушек в свободной игровой деятельности.
4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению приоритета в выборе игрушек детьми.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- проанализировать игровую в средней группе и соответствие ее с педагогическими требованиями;
- наблюдение за свободной игровой деятельностью детей;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическую основу работы составили: исследования Л. Павловой, мы использовали статью «Какие игрушки предпочитают малыши?»/Дошкольное воспитание, 98 № 12, с. 86-89 и статью Хризман Т.П., Еремеева В.Д. в книге Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьнм психологам. - СПб., 1998.
1.Характеристика игрушки, ее значение в формировании личности ребенка.
Исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие психики ребенка.
С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Са¬мые первые игрушки малышей - погремушки. Действия с погремушкой обычно подкрепля¬ются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.
В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. С точки зрения М.Б. Бениаминовой, игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой.
На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.
Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.). Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить ктающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать).
В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Как указывает Е.А.Аркин, усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).
Следовательно, в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки - копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек, лопатка, лейка и др.). Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.
В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Е Гаспарова считает, что для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу халат, шприц и т.п.
Введение 3
1.Характеристика игрушки, ее значение в формировании личности ребенка. 6
2.История создания игрушки. 11
3.Виды игрушек педагогические требования к ним. 18
4.Анализ организации игровой среды и ее соответствие педагогическим требованиям. 28
5.Изучение и анализ воспитательных возможностей игрушки в процессе использования на занятиях и в самостоятельной деятельности. 29
Заключение 37
Список используемой литературы. 42
Список используемой литературы.
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.
2. Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.
3. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. с 8-15.
4. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М.:Просвещение, 1967. 315 с.
5. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании.-М., 2001.- 356 С..
6. Бениаминова М. В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1981, - 311 с.
7. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1987. - №7- С.45-50.
8. Гигиена детей и подростков/ Под ред. В.Н. Кардаменко, Е.П. Стромской, Л.П. Кондаковой. - М.,1998.- 485 с.
9. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. 20-24 с.
10. Джшютт Х.Дэж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. -М., 2001. - 500 С.
11. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1988. 85 с.
12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 1980. 464 с.
13. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. М.: Просвещение, 1987. 280 с.
14. Краснобаева Н. Куклотерапия для Наташи // Социальная защита. - Прил. «Социономия». - 2002 - №2. - С.16-20.
15. Леонтьев А. Я. Психологические основы дошкольной игры// Избранные. психологические произведения: В 2-х т. - М., 1983. - Т.1. - 520 С.
16. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. 18-23 с.
17. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. 15-18 с.
18. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М.,1995.-330 с.
19. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,1998.- 368 с.
20. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. М.: Просвещение, 1982. 275 с.
21. Менджерицкая Д. В. Флёрина. Об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. 15-24.
22. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. С. 15-18.
23. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 1997 - №5. - С. 28-33.
24. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. 123-128 с.
25. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши?//Дошкольное воспитание,-1998 № 12, с. 86-89
26. Педагогические требования к игрушкам. С.Л.Новоселова, Г.Г.Локуциевская, Е.ВА.Зворыгина, Н.А. Реукцкая.//Игра дошкольника/Л.А. Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.:Просвещение, 1989.-286 с.
27. Смирнова И.А., Артемьева Т.В., Иванова В.М., Оганджаянц Р.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе. // Дефектология. 1994. № 3.
28. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование.-1997 - №4. - С.80-82.
29. Стеркина Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек // Дошкольное воспитание.-1995.-№9. - С.2-6.
30. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1996.- 205 С.
31. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: Академия, 1997. 347 с.
32. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1973.-180 с.
33. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб., 1998.- 400 с.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 370 С..
35. http://www. pedlib.ru/katalogy/katalog. Педагогическая библиотека.