ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт. Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др. В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова). Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому. В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в психологии и педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.
Введение 3 1. Понятие классного коллектива 6 1.1 Сущность классного коллектива 6 1.2 Особенности формирования классного коллектива 9 2. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения 14 2.1 Понятие школьного конфликта в психологии 14 2.2 Механизм разрешения конфликтов 25 Заключение 31 Список использованных источников 33
1. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 264 с. 2. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов/ – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. 3. Ворожейкин И. Е. Конфликтология: Учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. – М.: ИНФРА–М, 2003. – 240 с. 4. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с. 5. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с. 6. Донцов А. И. О понятии группы в социальной психологии / А.И. Донцов // Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Просвещение, 2003. – 234 с. 7. Дорохова А. В. Разрешение конфликтов / А. В. Дорохова, Л. И. Игумнова, Т. И. Привалихина. – М.: Академия, 2008. – 192 с. 8. Замедлина Е. А. Конфликтология / Е. А. Замедлина.- М.: РИОР, 2005. - 96 с. 9. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2007 - 500 с. 10. Караковский В. А., Новикова Л. И. Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова. – М.: Новая школа, 2006. – 236 с. 11. Кармина А. С. Конфликтология. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 448 с. 12. Лукин Ю. Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. – М.: Академический проект, 2007. – 800 с. 13. Мириманова М. С. Конфликтология. – М.: Академия, 2003. – 320 с. 14. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива /А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - М.: Просвещение, 2003. – 320 с. 15. Радугин А. А. Социология. Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. – 224 с. 16. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2000. – 29 с. 17. Соснин В. А. Социальная психология / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 336 с. 18. Сущенко С. А. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 345 с. 19. Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) / Н.Е. Щуркова.- М.: Просвещение, 2003. – 234 с. 20. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 2003. - 112 с.