(Нет отзывов)
37 страниц
2019-07-12

Развитие фонематического слуха у дошкольников

В наличии
1640 ₽

ВВЕДЕНИЕ До обучения грамоте речь служит средством общения и форми-руется, в основном, как подражание слышимой речи окружающих. Она выступает для ребенка эталоном правильной речи, которому он стремится следовать и усваивает речь в большей мере по типу эхо-лолического подражания - "услышал - повторил". При общении основой является смысловая сторона речи. Именно \ семантика обеспечивает взаимное понимание между говорящими Несовершенство же звукового или грамматического оформления речи, которое довольно часто наблюдается у дошкольников, не ме¬шает им в общении со взрослыми и сверстниками. Эти нарушения не приводят, как правило, к непониманию речи ребенка со стороны собеседника. Поэтому правомерно считать, что фонематический слух и та речь, которыми овладели дети, вполне достаточны для обеспе¬чения полноценного речевого общения При обучении грамоте речь из средства общения превращается в предмет изучения, анализа. Русский язык, как и любой другой язык, обладает лексическими, грамматическими, орфографическими и фонетическими нормами Исследователи детской речи утверждают, что не развитие хотя бы одной из сторон речи ведет к недоразвитию общей ее культуры, что, естественно, влияет на изучение самой речи, на овладение основа ми грамоты. Особое значение при этом отводится развитию фоне¬матического слуха как основе овладения всей речью в целом. Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р. Львова, – это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений». Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом. Так как проблема развития фонематического слуха актуальна и по сей день. Разработками методики формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., Хватцев М.Е., Филичёва Т.Б., Соболева А.В., Фомичёва М.Ф., Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д., Тумакова Г. А. Цель исследования – изучение особенностей развития фонематического слуха у дошкольников. Задачи исследования: - анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу; - изучение фонематического слуха и его значения для обучения грамоте; - рассмотрение особенностей усвоения звукового строения слова детьми дошкольного возраста; - изучение основных методов и приемов по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста. Объект исследования – развитие фонематического слуха. Предмет исследования – особенности развития фонематического слуха у дошкольников. Теоретическая значимость работы позволяет уточнить знания по проблеме развития фонематического слуха дошкольников и выявить особенности работы над ними в системе по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Введение 3 1. Фонематический слух и его значение для обучения грамоте 5 2. Усвоение звукового строения слова детьми дошкольного возраста 13 3. Методы и приемы по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста 18 Выводы 30 Список литературы 32

1. Анищенкова Е. С., Мирясова В. И. Уроки логопеда для всей семьи. – М.: Астрель, 2008. – 176 с. 2. Барсукова Л. А., Румега Н. А., Земская Н. Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. - Рн/Д.: Феникс, 2010. – 320 с. 3. Большакова С. Речевые нарушения и их преодоление. – М.: Академия, 2007. – 175 с. 4. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха. – М.: Наука, 2996. – 24 с. 5. Краузе Елена Логопедия. – М.: Корона – Век, 2010. – 208 с. 6. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. – М.: Академия, 2007. – 144 с. 7. Лалаева Л. И. Логопедия. Методическое наследие. Нарушение письменной речи. Дисграфия. – М.: Владос, 2007. – 304 с. 8. Логопедия в школе. – СПб.: МарТ, 2010. – 368 с. 9. Логопедия: Практическое пособие. – Рн/Д.: Феникс, 2008. – 288 с. 10. Логопедия: Серия «Коррекционная педагогика». – М.: ВЛАДОС, 2007. – 704 с. 11. Логопедия: Серия «Мир вашего ребенка». – Рн/Д.: Феникс, 2009. – 288 с. 12. Логопедия: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2006. – 680 с. 13. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. – М.: Коронно-Век, 2008. – 144 с. 14. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 208 с. 15. Резниченко Т. С. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2009. – 320 с. 16. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М.: АСТ, 2004. – 208 с. 17. Флерова Ж. М. Логопедия. – Рн/Д.: Феникс, 2008. – 320 с. 18. Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: Наука, 1989.

Список курсовых работ по предмету педагогика