Введение Тема, выбранная для написания данной курсовой работы, сформулирована следующим образом: «Адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному общеобразовательному учреждению». Адаптацию, на наш взгляд, можно назвать одним из самых сложных и синкретичных процессов во всей научно-методологической педагогической палитре. Вместе с тем, именно адаптация как понятие с точки зрения педагогической науки имеет в современной научной литературе достаточно широкий спектр значений и толкований, каждое из которых рассматривает его с определенных точек зрения и позиций, а комплексный, системный подход позволяет выделять определенные объективные механизмы его практической реализации. Тренд по направлению оптимизации адаптационного процесса, формированию и реализации его безболезненного характера характерен прогрессивным педагогическим направлениям, имеющим своей целью создание такого адаптационного устройства, которое бы сделало возможным минимизацию негативных сторон рассматриваемого явления. Этот общенаучный и педагогический поиск и сегодня нельзя назвать завершенным, поскольку и сейчас явление «адаптации», продолжает инспирировать вокруг себя различные трактовки, новаторские методики и подходы к самой сути данного процесса. Несмотря на то, что феномен адаптации неоднократно рассматривался в качестве объекта самых разнообразных научных изысканий, содержащих в себе как теоретико-методологическую, так и практическую составляющие необходимо отметить тот факт, что данная тематика представляется проблемной и с дискуссионной с общенаучных педагогических позиций, что, с нашей точки зрения, делает выбранную нами тему достаточно актуальной.
Введение 2 1. Понятие адаптации в научно-педагогической и психологической литературе. 4 2. Особенности адаптационного процесса детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. 10 2.1. Факторы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. 10 2.2. Формы и способы адаптации детей раннего возраста. 15 Заключение 23 Список литературы 27
1. «Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики». Учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.- 184с. 2. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». - Воронеж: Учитель. - 2004. Белкина Л.В. 3. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Белкина Л.В.. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с. 4. «Воспитание детей раннего возраста» Аксарина М.Н.. М.: Медецина 2007. - 304с. 5. «Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет». Эльконин Д.Б. М., Учпедгиз., 1960-328 с. 6. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» Печора К.Л., Пантюхина Г.В. - М.: Владос, 2007, - 176с. 7. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Роньжина А.С - М.: Книголюб, 2000. – 72с. 8. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». Ковальчук Я.И. М.: Просвешение, 1985. 340 с. 9. «Как воспитать здорового ребенка». Алямовская В.Г. Нижний Новгород, 1994. 10. «Обучение самых маленьких в детском саду». Аванесова В.Н. М: Просвещение, 2005. – 176с. ил. 11. «Психология». Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с. 12. «Психология»: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с. 13. «Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе». О.П.Фролова, М.Г. Юркова.- Иркутск, 1994.- 293с. 14. «Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет». Галанов А.С – М.: Аркти. - 2000. 15. «Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста», Морозова Е.И. М.: Просвещение, 1990 – 342 с. 16. «Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов» Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002 17. «Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада. Ватутина Н.Д. М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил. 18. «Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: - Книголюб. – 2004. 19. «Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях». Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980, 20. «Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях». Учебное пос. под ред. Р.В. Тонкой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М., 1980. 21. «Тренинг общения с ребенком (период раннего детства)». Лютова Е.К., Монина Т.Б. – СПб.: Речь. – 2001.