При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Для этого удобно использовать шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся: 1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д. 2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему. 3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему. 4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление. 5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие. Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс. Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. В образовательной области “Технология” (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 1.1 Характеристика творческих способностей младших школьников 8 1.2 Творческая деятельность первоклассников 10 1.3 Творческие задания в начальной школе 11 1.4 Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога 17 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 2.1 Разнообразие приемов и методов развития творческой деятельности на уроках технологии 21 2.2 Методы и виды практических работ учащихся на уроках технологии 30 2.3 Общая характеристика программы 37 2.4 "Уроки творчества" в 1 классе 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Альтов Г.С. …И тут появился изобретатель. - М.: Дет. лит., 1984. 2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. 3. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 4. Березина В.Г. и др. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 1995. 5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. 6. Бухвалов В.А. Биологические задачи и проблемы: Задачник для уч-ся общеобраз. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рига, 1994. 7. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. 8. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 1999. 9. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлетней нач. шк. - М.: Вентана-Граф, 1998. 10. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – М.: Фрунзе, 1990. 11. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получения новизны // Адукацыя i выхование. - 1994. - № 7. - С. 103-108. 12. Гафитулин Т.М. Достойный ответ на оскорбление // Педагогика + ТРИЗ: Сб. для учителей, воспитателей, менеджеров образования / Под ред. А.А. Гина. - М.: Вита-Пресс, 2000. - Вып. 5. - С. 40-44. 13. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. 14. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2002. 15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. 16. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. 17. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. – М.: Астрель, 2005. 18. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. 19. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. 20. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр "Эксперимент". - Рига, 1994. 21. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. 22. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4). - М.: Просвещение, 2001. 23. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4).- М.: Просвещение, 2001. 24. Сидорчук Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий: Дис. … канд. пед. наук. - М., 1998. 25. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2001. 26. Сычева О.И., Сычев С.В. Книга противоречий // Журнал ТРИЗ. - 1992. - Т. 3 . - № 4. - С. 32-37. 27. Технология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2000. 28. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. 29. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. 30. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Совершенство, 1998. 31. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. 32. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Педагогический поиск, 2001. 33. Шварц Е.Л. Сказка о потер