Этика учителя и педагога является на сегодня важнейшей компонентой деятельности учителей, так как именно они являются воспроизводящей силой общества. Педагогика сегодня является междисциплинарной наукой, которая состоит на стыке философии, культурологии, социологии и других общественных наук, поэтому ее проблемы являются глобальными проблемами не только отдельно взятой страны, но и всего мира. Именно учителям принадлежит заслуга воспитания личности учащегося в соответствии с требованиями общества, государства. Профессиональные качества педагога должны соответствовать тем требованиям ,которые предъявляет к ним общество. Эти люди формируют будущее, поэтому должны серьезно относится к формированию своих профессиональных качеств, и в особенности тех, которых касаются их моральных качеств. Этика учителя должна стать важной компонентой сознания любого учителя. Таким образом, можно сформулировать проблему, как противоречие между тем, что этика учителя необходима как несомненная составляющая педагогического процесса, и общения в частности и тем, что не все адекватно понимают сущность, содержание и функционирование этики учителя.
Целью данной работы будет определить основу этики учителя. Для этого следует:
- описать основные категории педагогической этики;
- выявить критерии педагогической морали;
- рассмотреть педагогическую мораль как нормативную систему;
- выяснить содержание педагогической морали;
- проанализировать функционирование педагогической морали.
Следует отметить, что все требования педагогической морали и все ее сущностные характеристики рассмотрены в идеале, т.е. именно такого проявления педагогической морали может и не быть. Эти требования составляют идеал, к которому должен стремится каждый учитель, но который в жизни встречается достаточно редко, если встречается вообще. Сегодня педагоги в России поставлены в такие условия, что иногда нарушения требований морали в конечном итоге оказывается лучшим выходом из ситуации. Таким образом, формирование педагогической этики является задачей не только отдельно взятого педагога, но и всего государства в целом.
При написании работы использовались следующие виды литературы:
- учебники по социальной педагогике;
- учебники по педагогической психологии;
- монографии собственно по педагогической этике.
Введение 3
Основные категории педагогической этики 4
Критерии педагогической морали 5
Педагогическая мораль как нормативная система 7
Содержание педагогической морали 9
Учитель и его труд 10
Учитель и ученик 11
Учитель и ученический коллектив 12
Учитель и родители учащихся 13
Учитель среди своих коллег 13
Функционирование педагогической морали 14
Педагогическая мораль как индивидуальное сознание учителя 15
Педагогический такт как особая форма функционирования педагогической морали 19
Заключение 24
Список литературы 26
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”, 1997. – 480 с.
2. Маркова А.К. психология труда учителя. – М., 1993
3. Педагогика воспитания и развития личности учащегося /Дуранов И.М., Дуранов М.Е., Жернов В.И. – Магнитогорск: МГПИ, 1996. – 315 с.
4. Психология воспитания. Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов/Под ред. В.А. Петровского. – 2-е изд. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 152 с.
5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: ЗАО Изд-во “Питер”, 1999. – 416
6. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1977
7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1998
8. Рыданова Основы педагогики общения. – Минск: Белорусская навука, 1998. – 319 с.
9. Станкин Профессиональные способности педагога. – М., 1998
10. Формирование коммуникативной компетентности социального педагога. Методическое пособие для студентов/ Магнитогорск. Педагогический институт / Сост. Г.А. Кудрявцева, Ф.А. Мустаева. – Магнитогорск, 1998. – 52 с.
11. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Книга для учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев.: Рад. шк., 1988. – 221 с
12. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. – М.: Соборъ, 1997- 507 с.
13. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 480