ВВЕДЕНИЕ Урок – основная форма обучения в традиционной технологии. Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, имеющий свою технологию – по масштабу и характеру применения общепедагогическую, а для данных условий (учебный предмет, раздел, тема) – локально-модельную. Остальные классификационные параметры технологии урока совпадают с параметрами традиционных технологий. По В.К.Дьяченко, урок, как форма организации учебной работы учителя с определенной группой учащихся (классом) представляет собой сочетание трех организационных форм обучения: групповой, индивидуальной, и парной . С формальной точки зрения урок – это некая фиксированная область пространства и времени, в рамках которых решаются учебные задачи, а учитель и ученики исполняют довольно жесткие роли, определяемые сценарием технологии. Несмотря на то, что комбинированный урок является довольно известной и широко используемой технологией, в последнее время в современных исследованиях ее стали незаслуженно отодвигать на второй план. В связи с этим, тема нашего исследования «Комбинированный урок» Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня в школьном обучении объем научной информации огромен, а время преподавания ограничена, поэтому одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимальных (в первую очередь с точки зрения затрат времени) содержания и методов обучения. Эти требования относится к каждому уроку. С самого возникновения классно-урочной системы начались попытки ее улучшения, усовершенствования. Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Гербарт, Д.Дьюи, Р.Оуэн, П.Ферреро, П.Гудман, И.В.Пирогов, Н.В.Лобачевский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.Ф.Лесгафт, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и многие другие внесли свой вклад в совершенствование содержания и методов школьного образования . В данной работе использовались труды Г.К.Селевко, в которых методологической основой стала концепция образовательных технологий, согласно которой технология представляет собой совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного, а также разработки Поласого, Пидкасистого, Бордовской Н.В. и др.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА 6 1.1 Горизонтальная структура комбинированного урока 6 1.2 Временная (вертикальная) структура урока 6 1.2.1 Психологические аспекты урока 9 1.2.2 Виды анализа урока 10 2. РАЗРАБОТКА УРОКА 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ПРИЛОЖЕНИЯ 21
1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориетированной педагогики.-М.: Институт практической психологии, 1996.-342с. 2. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков)//Школьные технологии.-2002.-№4.-С.67-73 3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока/Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Просвещение, 1984.-524с. 4. Конаржевский Н.А. Анализ урока.-М.: Центр «Педагогически поиск», 2000.-342с. 5. Крылова Н. Методологические идеи Фрейрс//Народное образование.-2000.-№8.-С.34-54 6. Лизинский В.М. О методической работе в школе.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.-426с. 7. Педагогика/Под ред Бабанского Ю.К.-М.: Просвещение, 2005.-453с. 8. Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Роспедагенство, 1996.-564с. 9. Педагогические основы содержания среднего образования/Под ред. В.В.Красовского.-М.: Просвещение, 2004.-613с. 10. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.-М.: НИИ Школьные технологии, 2005.-144с. 11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т.1.-М.: НИИ Школьные технологии, 2006.-816с. 12. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В.В.Красовского.-М.: Просвещение, 2004.-213с. 13. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.: Просвещение, 1999.-513с. 14. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-612с. 15. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе.-М.: Просвещение, 1995.-451с.