В педагогической литературе понятие «самостоятельность» рассматривается с самых разных позиций. Под самостоятельностью как компонентом способности личности исследователями понимается: − способность устанавливать основание для тех или иных поступков, т.е. выбор поведения (С. Рубинштейн); − способность к обособлению своей позиции, умение общаться с самим собой (Р. Кондратьев); − способность к независимой реализации структурных блоков деятельности (Г. Щукина); − способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи (К. Платонов); − способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности (Л. Ростовецкая). Известные российские психологи считают, что самостоятельность – это характерологическая черта личности, комплексная ее характеристика. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.
Введение Теоретическая часть 1.Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников 1.1 Психолого-педагогические основы развития самостоятельности у детей дошкольного возраста 1.2. Характеристика самостоятельности у детей дошкольного возраста 1.3 Педагогические условия организации самостоятельности дошкольников 2. Роль воспитателя в развитии самостоятельности дошкольников 2.1 Формы и методы работы 2.1.1 Методы формирования самостоятельности у дошкольников 2.1.2 Формы работы воспитателя по развитию самостоятельности у дошкольников 2.2 Образовательные стандарты Выводы Практическая часть Заключение Список используемой литературы Приложение
1. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с. 2. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - с. 124-132. 3. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37. - с. 20-23. 4. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье / В.П. Дуброва.- М.: «Просвещение», 2008.- 253с. 5. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами / В.Д. Иванов.– М.: Просвещение, 2007.-78с. Всего 23 источника.