Как мы знаем, время не стоит на месте. Происходят постоянные изменения во всех сферах человеческой деятельности. Перемены затронули, в том числе и образование. Ранее в педагогике рассматривались такие формы деятельности учащихся на уроке, как фронтальная, индивидуальная, коллективная и групповая. В середине XX в. существовало множество замечаний по поводу недостаточного использования учителем на уроке коллективной и групповой формы учебной деятельности учащихся. Отходя от традиционной системы обучения, в современном образовании начали изменяться учебные планы, вводиться новые программы обучения, издаваться новые учебники, стал рассматриваться опыт зарубежных школ, появились новые школы, гимназии и лицеи. Совершенствуя урок, современный педагог применяет различные формы и методы обучения для успешного усвоения материала учеников - сотрудничество, коллективизм, взаимопомощь.
Введение 3 Глава I. Организационные формы обучения на уроке 5 Глава II. Методики организации коллективной деятельности учащихся 9 2.1. Основные характеристики коллектива 9 2.2. Анализ существующих методов коллективной деятельности учащихся 12 2.3. Работа в группах, как форма организации коллективной деятельности учеников 14 Глава III. Организация коллективной деятельности учащихся на уроках технологии 18 3.1. Особенности образвательной области «технология» 18 3.2. Методы коллективной деятельности на уроках технологии 22 Глава IV . Разработка программы 25 4.1. Организация коллективной и групповой работы на уроке технологии 5-х классов у девочек 25 4.2. Пояснительная записка 27 4.4. Содержание программы 31 4.5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 33 Заключение 35 Список литературы 36
1. Андрианова, Г.А. Творческие уроки [Текст]: учебное пособие/ Г.А. Андрианова. – М.: ИНФРА, 2007. – с. 120. 2. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1991. - №6. – С. 5-14. 3. Данилов, М. А. Дидактика [Текст] / под ред. Б. П. Есипова. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. – c. 517. 4. Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения [Текст] / В.К. Дьяченко // Общие формы организации процесса обучения: Актуальные проблемы теории и практики обучения. –1984.- №4. - С. 81-122. 5. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие [Текст]: учебное пособие/ В.К. Дьяченко. — М.: Педагогика, 1989. – с. 160. 6. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. [Текст]: книга для учителей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984.— с. 144. 7. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст]: книга для учителя / C.Ю. Курганов. - М.: Просвещение,1989. – с. 128. 8. Леонтьев, А.А. Психология коллективной деятельности в учении [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс До и После.- 2002. - №11. - С. 4-6. 9. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения т.3 [Текст]: книга / под ред. В. Н. Столетов [и др.]. – М.: Педагогика, 1977. – с. 400. 10. Малаева, Л.Н. Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская) [Электронный ресурс]. - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/07/02/organizatsiya-gruppovoy-formy-raboty 11. Матис, Т.А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников [Текст] / под ред. В.В.Давыдова и др. // Формирование учебной деятельности школьников –1982. – №5. - с. 216. 12. Мкртчян, М.А. Коллективный способ обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / М.А. Мкртчян. — г. Саяногорск: Мысль, 1990. – с. 326. 13. Первые шаги перехода от группового способа обучения (ГСО) к коллективному способу обучения (КСО) [Текст]: методические рекомендации / под ред. М.А. Мкртчян. — Крас, ун-т, Красноярск, 1985. – c. 120. 14. Полуянов, Ю.А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности [Текст] / под ред. В.В.Давыдова. - М., 1983. – c. 243. 15. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения [Текст]: учебное пособие / В.В. Рубцов. – М.: Педагогика, 1987. – с. 160. 16. Снопков, В.Т. Уроки и проблемы [Текст] / В.Т. Снопков // Коллективный способ обучения. - 1995. - № 2. – С. 25-60. 17. Терентьева, Т.И. Технология [Текст]: учебник / Т.И. Терентьева, Н.В, Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. – с. 288. 18. Урок в восьмилетней школе [Текст]: учебное пособие / под ред. М.А. Данилова. - М., 1966. - С.184. 19. Хромцова, О.В. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии [Электронный ресурс]. - https://infourok.ru/gruppovie-formi-raboti-na-urokah-teoreticheskogo-obucheniya-kak-sredstvo-povisheniya-rezultativnosti-obucheniya-na-urokah-tehnol-558026.html 20. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? [Текст]. - М.: Издательство «Знание», 1985. – с.80. 21. Цукерман, Г.А. Предметность совместной учебной деятельности [Текст] / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1990. - № 3-4. – С.14-19. 22. Цукерман, Г.А., О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. – С. 10-14. 23. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе [Текст]: книга для учителей / И.М. Чередов. – М.: «Просвещение», 1988. - С 158. 24. Черных, Г. «Связующая нить. Урок по развитию речи» [Текст] / Г. Черных // Учительская газета/ - 2000. - №25. – С. 5-9. 25. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст]: книга / И.С. Якиманская. - М.: 1996. - с. 96.