Традиционно в практике школьного обучения главное внимание уделяется знаниям и умениям. Психическое здоровье детей является не столь значимым для педагогов, так как его не оценивают и оно не определяет качество их работы. Но мы уверены, что связь между успешностью обучения и психическим здоровьем ребёнка существует. Рассмотрим два фактора психического здоровья – оценка и самооценка. Оценка должна показывать, какие изменения произошли в процессе обучения, то есть ребёнок должен самостоятельно сравнивать себя с самим собой. Оценка должна быть заслуженной. Обязательный её критерий ‒ чёткость: важно понимать, за что она поставлена и обоснована ли для ребёнка. По сути, проблема оценок в школе проявляется в том, что иногда оценка ставится за поведение. Педагог обязательно должен выработать у ребёнка критерий, по которому младший школьник самостоятельно может оценить своё продвижение в учебной деятельности [21]. С давних времен человек проявлял интерес к себе, к своему внутреннему миру. Адекватное формирование у младших школьников положительной самооценки влияет не только на отношение к школе и к процессу обучения в целом, но и помогает в проявлении интересов, формировании жизненной позиции, выступает как существенный этап развития личности учащихся, который должен быть понимаем преподавателем как одна из важнейших задач на первом этапе обучения. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Она обуславливает формирование стиля поведения и развитие человека [19].
Введение…………………………………………………………………………...........3 Глава 1. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы взаимосвязи успеваемости и самооценки младших школьников………………………………….6 1.1. Проблемы успешности обучения в психологии и педагогике……….............6 1.2. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………..…11 Выводы по 1 главе ……………………………………………………………………12 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния школьной успеваемости на самооценку…………………………………………………………………………….14 2.1. Описание методики «Лесенка» (Т.В. Дембо ‒ С.Я. Рубинштейн)…………….14 2.2. Обработка и анализ результатов исследования методики «Лесенка» (Т.В. Дембо ‒ С.Я. Рубинштейн……………………………………………………………15 Выводы по 2 главе…………………………………………………………………….19 Заключение………………………………………………………………. …...............21 Список использованных источников……………………………………………...…22 Приложение……………………………………………………………………………24
Список использованных ресурсов 1. Белоусова А.К., Возрастная психология. М., 2012. 2. Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте. М.,1968. 3. Бордовская Н.В., Психология и педагогика. М., 2008. 4. Визель Т.Г., Ребёнок и его развитие. М., 2016. 5. Выготский Л.С., Вопросы детской психологии. М., 2010. 6. Выготский Л. С., Развитие высших психических функций. М., 1960. 7. Габай Т.В., Педагогическая психология. М., 2014. 8. Гуревич П.С., Психология. М., 2015. 9. Давыдов В.В., Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. 10. Корчак Я., Как любить ребёнка. М., 2006. 11. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики. М., 1965. 12. Мухина В.С., Возрастная психология. М., 2000. 13. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. М., 2013. 14. Сластёнин В.А., Психология и педагогика. М., 2015. 15. Большой энциклопедический словарь: [электронный ресурс]. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html (дата обращения 30.04.2017). 16. Влияние учебной деятельности на самооценку: [электронный ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/74085/5 (дата обращения 27.04.2017) 17. Возрастная психология: [электронный ресурс]. URL: http://refleader.ru/ujgqaspol.html (дата обращения 24.04.2017). 18. Детская психология: особенности развития младшего школьника: [электронный ресурс]. URL: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-35279-detskaya-psihologiya-osobennosti-razvitiya-mladshego-shkolnika/ (дата обращения 26.04.2017). 19. Диагностика самооценки младших школьников: [электронный ресурс]. URL: https://xreferat.com/77/2908-2-samoocenka-mladshih-shkol-nikov.html (дата обращения 29.04.2017). 20. Личность ребёнка младшего школьного возраста: [электронный ресурс]. URL: http://uchebnik-online.com/45/06.html (дата обращения 24.04.2017). 21. Младший школьник: [электронный ресурс]. URL: http://www.persev.ru/book/mladshiy-shkolnik (дата обращения 30.04.2017). 22. Обработка данных по методике «Лесенка» (Т.В. Дембо ‒ С.Я. Рубинштейн): [электронный ресурс]. URL: http://www.diagram.com.ua/info/konspekti-shpargalki/konspekti-shpargalki40.shtml (дата обращения 30.04.2017). 23. Психология младшего школьного возраста: [электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/4586827/page:25/ (дата обращения 20.04.2017). 24. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте: [электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2792684/page:4/ (дата обращения 17.04.2017). 25. Самооценка детей и её влияние на школьную успешность: [электронный ресурс]. URL: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372735_psihologicheskie_osobennosti_detey_mladshego_shkol_nogo_vozrasta (дата обращения 29.04.2017). 26. Самооценка детей младшего школьного возраста: [электронный ресурс]. URL: http://дипкур.рф/?p=5207 (дата обращения 24.05.2017). 27. Учебная деятельность детей младшего школьного возраста: [электронный ресурс]. URL: https://xreferat.com/71/6179-1-razvitie-ocenochnoiy-samostoyatel-nosti-mladshih-shkol-nikov.html (дата обращения 27.04.2017).