Актуальность темы. Для современного состояния российского рынка туризма характерна высокая степень динамизма, изменчивость условий и наличие требований к туристским предприятиям использовать концепции управления, позволяющие успешно конкурировать и реализовывать собственный потенциал. Конкурентоспособностью туристского предприятия называют его возможности, потенциал, а также гибкость в адаптации к условиям рыночных отношений. Способы подъема конкурентоспособности туристских организаций в текущих условиях ограничены, но в то же время важно уделять внимание качеству услуг, ассортименту, внедрению инноваций в сфере продаж и обслуживания, развитию кадрового потенциала и пр. В условиях санкций и COVID-19 стоит пересмотреть стратегические основы развития и разработать конкурентную стратегию. Российская практика показывает, что у предприятий туристского бизнеса существуют серьезные проблемы конкурентоспособности, связанные отсутствием или с неэффективностью конкурентных стратегий, формирующихся без учета потребностей маркетинга, сбыта и рекламной деятельности.
Введение ........................................................................................................... 3 1. Теоретические аспекты разработки и выбора конкурентной стратегии организации ..................................................................................................... 4 1.1 Сущность конкурентоспособности организации ................................... 4 1.2 Классификация и алгоритм разработки конкурентной стратегии ....... 8 2. Оценка деятельности и конкурентной стратегии турфирмы ООО «Спутник-Гермес» г. Самара ......................................................................... 16 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Спутник-Гермес» г. Самара ........................................................................................... 16 2.2 Оценка конкурентов, текущей конкурентоспособности ООО «Спутник-Гермес» и ее услуг на рынке г. Самара ...................................... 21 3. Совершенствование конкурентной стратегии турфирмы ООО «Спутник-Гермес» г. Самара ......................................................................... 27 3.1 Разработка мероприятий в рамках конкурентной стратегии турфирмы
1. Алехин, В.С. Конкурентоспособность предприятия / В.С. Алехин // Вести. - 2021.- №15. - С. 31-35. 2. Банчева, А.А. К вопросу о политике развития конкурентных преимуществ предприятия / А.А. Банчева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2020. - № 6. – С. 14-23. 3. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Магистр, 2019. - 576 с. 4. Воронов, Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. – 2022. – №1. – С. 39–53. 5. Глухих, Л.В. Проблемы реализации конкурентных преимуществ ведения бизнеса в рамках формирования комплементарной стратегии / Л.В. Глухих // Региональная экономика: теория и практика. - 2021. - №36. - С. 41-49. 6. Голубева, М.А. Основные направления достижения конкурентных преимуществ экономической организации / М.А. Голубева // Экономика. - 2022. - №3. - С. 32-37. 7. Горшков, Р.К. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия / Р.К. Горшков // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2021. – № 2. – С. 114-117. 8. Градов, А.П. Конкурентная стратегия фирмы / А.П. Градов. - СПб.: Специальная литература, 2019. – 459 с. 9. Денисова, Т.А. Методические аспекты разработки конкурентной стратегии предприятия / Т.А. Денисова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2020. - №19. - С. 100-106. 10. Карпов, А.Л. Конкурентоспособность: тактика и стратегия предприятия / А.Л. Карпов. - Иркутск: ОмГУ. – 2020. – 180 с. 11. Катькало, В.С. Эволюция теории стратегического управления в условиях конкуренции / В.С. Катькало. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2020. – 548 с. 12. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Диалектика, 2020. - 496 c. 13. Кравченко, О.В. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятия / О.В. Кравченко. - Саратов: Поволж. межрегион. учеб. центр, 2021. - 194 с. 14. Круглов, М. И. Конкурентная стратегия компании / М.И. Круглов. - М.: Русская Деловая Литература, 2020. – 468 с. 15. Кутин, М.В. Конкурентная стратегия предприятия. Выбор конкурентной стратегии / М.В. Кутин // Сфера услуг: инновации и качество. - 2020. - №50. - С. 69-79. 16. Левицкая, Л.П. Гибкая стратегия развития предприятия как фактор механизма формирования его инвестиционных ресурсов: расширение воспроизводства и модернизации технической базы / Л.П. Левицкая // Экономика: Журнал для руководителей и финансово-экономических работников. - 2020. - N3. - С. 70-76 17. Максимова, М.И. Исследование особенностей конкурентной борьбы современных торговых предприятий / М.И. Максимова // Практический маркетинг. - 2022. - №7. - С. 26-32. 18. Маскайкина, Е.Ю. Алгоритм формирования конкурентной стратегии компании / Е.Ю. Маскайкина // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - №21. - С. 581-587. 19. Новикова, Н.Г. Методологические проблемы управления конкурентоспособностью организаций: маркетинговый подход / Н.Г. Новикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2020. - № 2. - С. 87–92. 20. Портер, М. Международная конкуренция: Пер с англ. / Под ред. и с предисловием Протас В.Ф. - М.: Издательство: ЮНИТИ, 2020. - 424 с. 21. Синько, В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // Стандарты и качество. - 2021. - №4. - С. 48–51. 22. Уткин, Э. А. Конкуренция и стратегическое планирование / Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2020. – 440 с. 23. Фатхутдинов, Р. А. Стратегическая конкурентоспособность / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Экономика, 2020. - 504 с. 24. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология / В.В. Царев. - М: Юнити-Дана. - 2020. - 799 с. 25. Черджиева, М.Т. Сущность и классификация конкурентных стратегий / М.Т. Черджиева // Вестник современных исследований. - 2022. - №2-3. - С. 52-55. 26. Сайт исследуемой компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sputnik-germes.ru (дата обращения: 28.02.2024).