Введение На современном этапе развития экономики широкое применение получила система стратегического управления предприятиями всех форм собственности. Организация управления в условиях рынка и конкурентной борьбы требует от руководителей и специалистов предприятий стратегического мышления и практического претворения намечаемых замыслов. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути. Стратегическое управление исходит из ориентации на будущее, на победу в конкурентной борьбе, на непрерывный пересмотр и обновление задач. Для этого нужно постоянно анализировать сильные и слабые стороны, достигнутый уровень и перспективы развития предприятия, его резервы и возможные трудности в будущем. На первый план в условиях конкурентной борьбы выдвигается многовариантный, ситуационный характер планирования. При реализации тех или иных стратегических решений руководителям и специалистам надо своевременно предусматривать меры по управлению новшествами, противостоять индивидуальному или групповому сопротивлению принятым решениям, быстро вносить изменения в структуру управления. Определение стратегии предприятия является актуальным элементом эффективности управления. Ориентируясь на стратегию, руководители и специалисты выбирают из нескольких возможных вариантов наиболее полно отвечающий как требованиям стратегии, так и конкретной ситуации. Вышесказанное не позволяет усомниться в актуальности настоящей курсовой работы. Цель курсовой работы заключается в изучении стратегий предприятий и в частности стратегий применяемых крупными предприятиями. В связи с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить задачи, связанные с изучение теории стратегического планирования, проведение оценки факторов внутренней и внешней среды, а также оценке форм и содержания стратегии. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Задача стратегического планирования – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством. Руководители среднего и высшего звена участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, компания должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Курсовая работа состоит из введения, двух логически связанных глав, заключения и списка используемых литературных источников.
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теория стратегии предприятия………………………………………………..5 1.1. Понятие и сущность стратегии предприятия…………………………...5 1.2. Понятие и этапы составления стратегического плана………………….6 1.3. Формулирование и классификация стратегий…………………………..8 1.4. Виды стратегий и их содержание………………………………………10 1.5. Правила и процедуры разработки стратегий…………………………..11 1.6. Требования к эффективной стратегии………………………………….12 1.7. Этапы разработки стратегии……………………………………………13 1.8. Правила разработки эффективной стратегии………………………….15 2. Основные стратегии лидеров рынка…………………………………………17 2.1. Расширение рынка……………………………………………………….18 2.2. Защита доли рынка………………………………………………………19 2.3. Расширение доли рынка………………………………………………...23 Заключение……………………………………………………………………….25 Список используемой литературы……………………………………………...27 Приложения……………………………………………………………………...29
1. Абросимов И.Д. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. – М.: Знание, 2002. 2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб., 1999. 3. Ансофф И.В. Стратегическое управление: пер. с английского Е.Л. Леонтьева. – Инфра-М, 1999. 4. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – М.: Финстат, 2001. 5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского. – М.: Юнити, 1997. 6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Триада Лтд., 1996. 7. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998. 8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 2000. 9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарика, 1999. 10.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1994. 11.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 12.Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия. – СПб.: СПбУЭФ, 1992. 13.Деловое планирование (методы, организация, современная практика): учебное пособие / Под ред. В.М. Попова – М.: Финансы и статистика, 2003. 14.Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. – М.: Центр, 1998. 16.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. 17.Крылов М.В. Маркетинг. - М.: Центр, 1998. 18.Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. Под редак. Ю.Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2003г. 19.Саломатин Н.А., Фель А.В., Шишкина Е.Л. Стратегическое управление производством: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1993. 20.Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. – М., 1990. 21.Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.