(Нет отзывов)
44 страниц
2019-08-31

Стратегический менеджмент в малом бизнесе

В наличии
1640 ₽

1. Теоретические основы стратегического менеджмента

1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента

Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает управлять, руководить.
Термины стратегическое управление и стратегический менеджмент можно считать совпадающими по смыслу, но следует иметь в виду отличие от технологических процессов в основе стратегического менеджмента всегда находится человеческий фактор, который является главным средством и условием разработки и реализации успешной стратегии.
Сравним понятия «менеджмент» и «управление».
• С точки зрения сфер приложения, менеджмент — это управление, однако реализуется оно лишь в социально-экономических системах. Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).
Таким образом, менеджмент — понятие менее емкое, чем управление, это одна из его разновидностей.
• С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же — древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).
• Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).
• Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.
• Менеджмент — это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления; иначе говоря, это не все управление, а его научное знание, реализация которого позволяет эффективно решать задачи. Менеджмент — это наиболее эффективный способ управления.
• Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.
В отличие от управления техническим комплексом управление предприятием представляет собой управление коллективом работников в процессе их сознательной, це¬ленаправленной производственной деятельности. Управление предприятием включает такие функции, как определение целей, координация, регламентация, стимулирование, контроль и оценка результатов деятельности отдельных работников и трудового коллектива в целом. Центральным звеном организации любого дела является, как известно, планирование. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю же предприятий оставалось выполнение заданий и планов, поступавших «сверху».
Сейчас большинство коммерческих фирм малого бизнеса не имеют офи¬циально принятых планов; нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т.п. Планирование подменяется разного рода решениями соб¬ственника о тех или иных направлениях хозяйственной де¬ятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближай¬ший текущий период и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыноч¬ной ситуации и условий хозяйствования, малочисленнос¬тью управленческого аппарата на небольших предприяти¬ях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства «на глазок»; хотя практика часто ставит и таких опытных ру¬ководителей в тупик.
О допущенных ошибках, просчетах и потерях стано¬вится известно лишь после составления квартального ба¬ланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к ба¬лансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказались в сложном финансовом положении или вообще неплатежеспособными, включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема непла¬тежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое, по сравнению с принятием решений, представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого по¬рядка, служит своего рода компасом, который направляет движение предприятия малого бизнеса в бурном море рыночной экономики.
Формальное планирование, безусловно, требует изве¬стных усилий. Но оно дает и немало выгод: во-первых, заставляет руководителей мыслить перспективно, а не жить одним днем, от случая к случаю; во-вторых, ведет к четкой координации действий; в-третьих, устанавливает основные показатели деятельности, которые поддаются контролю; в-четвертых, заставляет предприятие четко определить своизадачи; в-пятых, позволяет предвидеть ожидаемые пере¬мены, подготовиться к внезапному изменению обстановки; в-шестых, наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанно¬стей всех должностных лиц.
Планирование — функция управления, с помощью которой опре¬деляются цели деятельности организации, необходимые средства, а также наиболее эффективные методы для достижения этих це¬лей. Начальным элементом планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего раз¬вития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окру¬жающей его средой.
Организация обычно формирует единый план для управления дея¬тельностью, но в ее рамках для достижения конкретных целей при¬меняются различные методы. Образно говоря, составляется карта пути, по которому должна продвигаться организация к поставлен¬ной цели в конкретный отрезок времени.


Введение 2
1. Теоретические основы стратегического менеджмента 4
1.1 Сущность и функции стратегического менеджмента 4
1.2 Процесс выработки стратегии фирмы 11
1.3 Механизм реализации стратегии развития фирмы 15
2.1 Характеристика предприятия ООО « МИРА» 18
2.2 SWOT-анализ деятельности организаций 21
2.3 Стратегическая сегментация регионального рынка 23
3. Разработка и реализация стратегий предприятия 25
3.1 Составляющие экономической стратегии 25
3.2 Разработка стратегии предприятия 27
3.3 Создание структуры управления предприятием, ориентированной на решение проблем стратегического менеджмента 37
Заключение 39
Литература 42
Приложение 1. Обзор внутренних переменных организации
Приложение 2. Воздействие внешней среды
Приложение 3. Факторы внешней для организации среды
Приложение 4. Возможные результаты SWOT-анализа среды организации


1. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999
2. Мухин В.И. Основы теории управления. – М.: Издательство «Экзамен».2003.
3. Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – с.-108.
4. Бизнес-планирование. / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М., 2000
5. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – с.- 11.
6. Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – с. 212-214
7. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. – М.: Издательство Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009
8. Орчаков О.А. Теория организации: – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009
9. Смирнова А.Н. Современный маркетинг. – М.:Лотос, 2005. – с.202
10. Телегин Д.А. Совершенствование системы технического регулирования в нефтегазовой отрасли. - Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006 – с.112
11. Тоскунина В.Э. Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами и решению региональных проблем // Материалы Всероссийской научной конференции «Стратегия развития северных регионов России». Архангельск: Архангельский филиал Института экономики УрО РАН, 2003. С.149
12. Трифонов Ю.В., Плеханова А.Ф., Юрлов Ф.Ф. Выбор эффективных решений в экономике в условиях неопределённости. – Н.-Новгород: Издательство ННГУ, 2002. – С. 119
13. Управление организацией /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — М.: ИФРА-М, 2001. – С. 215
14. Григорьева Н.Н. Коммуникационный менеджмент: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009
15. Николашин В.Н. Организация труда персонала. – М., 2009.
16. Журнал «Деньги», № 41 (798) от 18.10.2010, http://www.kommersant.ru
17. http://fairwind.ru/glossary
18. Сайт «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru)

Список курсовых работ по предмету стратегический менеджмент и стратегия развития