Введение
Проблема глобальной и локальной ритмики исторического процесса, его циклически-волнообразного характера, о которой идет речь, является одной из важнейших проблем философии истории, а также глобальной истории и анализа социальной динамики. Напомню в этой связи, что представления о циклическом развитии общества, как и космоса в целом, зародились в глубокой древности и пронизывают восточную (индийскую и китайскую) философию. Концепции циклического развития доминировали и в античной культуре; они были характерны, например, для философии Гераклита, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия. В Новое время они получили свое развитие в работах Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, Л.Н. Гумилева и многих других исследователей. Среди современных исследователей (историков, экономистов, социологов, политологов), успешно разрабатывающих концепции исторического времени, можно упомянуть американского историка и политолога А. Шлезингера-младшего, классика мир-системного подхода И. Валлерстайна, канадского историка и экономиста А. Франка, российского историка и востоковеда Э.С. Кульпина и др .
Всякое историческое исследование предполагает изучение источников, на основе которых может быть создан его фундамент, на основе которого только и возможны историко-теоретические построения. Одним из наиболее существенных достижений мировой исторической науки 40-х гг. ХХ в. явилась развитая Ф. Броделем оригинальная теория исторических кризисов как органических структурных элементов развития общества, а не свидетельств его упадка.
Бродель, не согласившись с концепцией О. Шпенглера о неизбежном упадке, рассматривавшего отдельные исторические кризисы только его последовательными вариантами, высказал свои соображения. Он предположил, что между кризисами «существуют какие-то площадки, эпохи равновесия, о которых историки говорят совершенно недостаточно». В ходе истории Бродель считал необходимым отмирание одних ценностей для того, чтобы «рождались другие, отличные от них, но которые ими питаются, следуя беспощадному ритму смены смерти и жизни». Такой «исторической площадкой» для Броделя стала вторая половина XVI в., составившая хронологические рамки его исследования. Это был период равновесия, когда только едва обозначились симптомы заката Средиземноморья. Для обоснования своей гипотезы Ф. Бродель собрал материалы в архивах Франции, Испании, Италии, Австрии, Германии, Турции. Именно собранные им архивные материалы обеспечили автору возможность нарисовать, по определению Б.Г. Могильницкого, «впечатляющую картину Средиземного моря и средиземноморского мира во второй половине XVI в. в органичной целостности всех составляющих его аспектов» Б.Г. Могильницкий самой главной заслугой Броделя считает, что «все историко-теоретические построения ученого, каждый его принципиальный вывод основывается на обширном массиве фактического, преимущественно архивного материала». На вопрос журналиста о том, что он главным образом читает, Бродель неслучайно ответил: «Без всякого сомнения – архивы. У меня безусловная страсть к документу, который еще никто не знает, к кипам бумаг, которые еще никто не перечитывал. Я бесконечно предпочитаю рукопись печатному слову» .
Введение 1. Предпосылки формирования категории «время большой длительности» и ее социально-философский смысл 2. Трехуровневая структура исторического времени Ф. Броделя 3. Значение деятельности Фернана Броделя Заключение Список литературы
4. Braudel F. A History of Civilizations. N.Y.: Alien Lane - Penguin Press, 1994.
5. Braudel F. Histoire et sciences socials. La longue durée // Annales: ESC. Octobre - decembre. 1958. Vol. XIII. № 4. Русский перевод: Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории / Общ. ред. И.С. Кона. М., 1977.
6. Braudel F. History and Sociology // Braudel F. On History. Chicago, 1980.
7. Burke P. The French Historical Revolution. The Annales School, 1929 - 89. Stanford, California.: Stanford University Press, 1990.
8. Агирре Рохас К.А. Критический подход к истории французских «Анналов». М., 2006.
9. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.
10. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992.
11. Бродель Ф. Что такое Франция? Пространство и история. М., 1994.
12. Бродель Ф.Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II.Ч.1.Роль среды.М.,2002.
13. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. М., 2006.
14. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000.
15. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
16. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998.
17. Древнерусская книжность по материалам Пушкинского дома: Сб. научных тр. Л., 1985.
18. Жеравина А.Н. Новые направления в отечественной историографии конца ХХ – начала XXI вв. - Томский государственный университет, 2009.
19. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
20. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
21. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988.
22. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века: С. 73–74, 89
23. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.
24. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М., 1999.
25. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1994.
26. Судьбы Российского крестьянства / Под общей ред. акад. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996.
27. Фуко М. Археология знания. М., 2004.