ВВЕДЕНИЕ
Возникновение философии в эллинистической культуре означало не просто появление какой-то новой дисциплины. Само появление деятельности, ориентированной на универсально-всеобщие аспекты мироздания, свидетельствовало о сдвиге в сторону качественно нового типа культуры. Именно в античности были заложены предпосылки европейской культуры, получившей впоследствии выражение в науке и технике.
До появления философии в Древней Греции господствовало так называемое мифологическое мировоззрение. С точки зрения теории культуры мы имеем в этом случае дело с традиционной парадигмой воспроизводства общества. Согласно этой парадигме, передача знаний, умений и навыков осуществлялась наследственным путём от отца к сыну или ближайшим родственникам. Это так называемый профессионально-именной тип кодирования общественно значимой информации.
С этих позиций античная культура представила нам совершенно иной тип социального кодирования так называемый «европейский».
В древнегреческой философии изначально заложена принципиальная взаимосвязь свободного состояния человека и возможность постижения объективной истины, т.е. внутреннее единство нравственности и познания.
Цель курсовой работы раскрыть основные идеи мыслителей первых философских школ Древней Греции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть периодизацию и основные черты древнегреческой философии.
2) Проследить историческое развитие основных идей в первых школах Древней Греции
При помощи поставленных задач в курсовой работе раскрываются общая характеристика древнегреческой философии, а также особенности идей отдельных первых школ.
В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников, учебных пособий и научных работ по древнегреческой философии.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматривается общая характеристика древнегреческой философии, ее периодизация и отличительные черты каждого периода.
Во второй главе проанализированы основные идеи отдельных первых философских школ: милетской школы, школы пифагорейцев, школы Гераклита Эфесского, Элейской школы, Атомистов.
1. Периодизация и общая характеристика древнегреческой философии
Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.
Философия родилась как попытка определить фундаментальные основания бытия человека. В качестве этих оснований не могут выступить знания, поскольку одно лишь знание вовсе не всегда приводит человека к мудрости.
Первая и главная черта античной философии это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным явлением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как основу для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мироздание, организованное согласно какому-то универсальному закону.
Наличие порядка в мире значит, что все отдельные части мироздания находятся в гармоничном отношении между собой. Но гармония и соразмерность целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гармонично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотичным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполнено смыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту. Анаксагор говорит, например: «красота и есть явление истины в чистом виде». Итак, второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм.
Отсюда следует также, что в античной философии идея и материя мыслились в неразрывном единстве.
В качестве третьей основной черты античной философии выступает её рационализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Периодизация и общая характеристика древнегреческой философии 5
2. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 10
2.1 Милетская школа 10
2.2 Школа Гераклита Эфесского 14
2.3 Школа пифагорейцев 15
2.4 Элейская школа 17
2.5 Атомисты 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 23
1. Введение в философию. История философских учений: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.: Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004
2. Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. М.: Республика, 2002
3. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006
4. Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В.. Античная философия: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003
5. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997
6. Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е.-М.:МИЭМП,2005
7. Философия: Учеб. Пособие/ Ю.А. Харин, В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 5-е изд., стереотип. Мн.: ТетраСистемс, 2002