ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. К проблеме соотношения философии и теологии можно подойти с разных сторон. Философия – это единственная дисциплина, предметом которой является постоянный пересмотр собственного предмета. Совсем не зря, Мераб Мамардашвили определял философию как само(сознание) вслух, а Хайдеггер сводил ее к акту философствования. В каком-то смысле вообще ставить вопрос о четкой фиксации предмета философии некорректно. Философия – это в гораздо большей степени как, чем что, более процесс, чем результат, более тавтология, чем тезис. В теологии существует «критика источников прилога», в философии – нет. Теология – это соборное, экклесийной явление, поэтому частное мистическое откровение согласовывается с общим мнением или оказывается за бортом Церкви. Философия – это вопрошание бытия один на один, в сущностном отсутствии того, кто может проверить качество твоего вопрошания. В каком-то смысле, философия мужественнее, ведь она вынуждена абсолютно утверждать, инкорпорируя в своем утверждении принципиальную возможность заблуждаться. На этом зиждится парадокс философии: каждая философская система претендует быть истиной, основываясь на недоказуемых априориях, и каждый раз в своем историческом развитии отрицается другой системой, которая имеет другие столь же недоказуемые априории. Теология интенционально заряжена на сохранение единства априорий – догматы, осмысление которых, впрочем, подвержено историческому дрейфу. При всей реальной разнице между философией и теологией, их, конечно, нельзя противопоставлять. Как оппозицию корректно рассматривать разве что библейский (профетический) стиль мышления и эллинский (диалектический). Они находятся в одной плоскости. Первое, в силу стремления оставаться максимально близким к откровению, к встрече с Богом, сосредотачивается на первичной вербализации априорий, не сглаживая углы и не закругляя их в монолитную систему. Второе – диалектично по-сути, т. е. ориентировано на фиксацию и разрешение противоречий (маевтика Сократа) и выработку цельного мировоззрения. Теологию же невозможно противопоставлять философии по той причине, что она уже инкорпорирует философию, рассматривая ее, само собой разумеется как метод, а не как истину, как способ последовательно и непротиворечиво осмысливать откровение Божие, рассыпанное в разных исторических эпохах, а не как источник самих смыслов. Цель работы – изучить отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания. Задачи: изучить особенности религии и философии, а также их различие и сходные черты. Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, 3 вопросов, заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 5 2.РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ 7 3. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ 10 4. ОТЛИЧИЕ ТЕОЛОГИИ ОТ ФИЛОСОФИИ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Блаватская Е.П. Тайная доктрина: синтез науки, религии и философии Е.П. Блаватской, авт. "Разоблаченной Изиды". Перевод - М. КМП "Сиринъ" совместно с ТТТ Интернэшнл. Т1. Кн. 1: Космогенезис - 2009г. - 369с 2. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени., // Вопросы философии. - 1989- №10-11. –С.12-23. 3.Джеме В. Многообразие религиозного опыта. - М., Наука, 1910. – 871c. 4.Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., Эсмо, 2007. – 211с. 5.История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. /По книгам, протоиерея Александра Меня. - М., 2004. – 221c. 6.Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. - М.-л, 1936. – 441c/ 7.Мир философии (книга для чтения). В 2-х частях. - М.: ИПЛ, 2001 – 322с.