ВВЕДЕНИЕ Под термином «наука» обычно понимается особая сфера деятельности людей, главной целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний обо всех сторонах и областях действительности . При таком понимании сущности науки она представляет собой систему, многообразные элементы которой связаны между собой общими мировоззренческими и методологическими основаниями. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные и технические научные дисциплины (отдельные науки). Современная наука охватывает более 15 тысяч дисциплин, число профессиональных ученых в мире превысило 5 млн. человек. Поэтому наука сегодня имеет очень сложную структуру и организацию, которую можно рассматривать в нескольких аспектах. В каждой отрасли науки – физике, биологии, химии и др. существует многообразие типов или форм научного знания – эмпирические факты, гипотезы, модели, законы, теории и др. Все они отличаются друг от друга по степени обобщенности, к примеру, эмпирические факты представляют собой некую эмпирическую реальность, представленную различными информационными средствами – текстами, формулами, фотографиями, видеопленками, да и просто наблюдаемыми в повседневной жизни явлениями, в то время как закон есть формулировка всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области (на основе фактов). Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний. В этом, на мой взгляд, и состоит актуальность темы исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ ЗНАНИЙ 5 2. МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУРЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 9 2.1. Эмпирическое знание 9 2.2. Теоретическое знание 14 2.3. Метатеоретическое знание 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
1. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2 [Текст] : учебник для вузов / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. — 623 с. - Б/Г. - 500000 экз. - ISBN 5-250-0166-0 (в пер.) 2. Концепции современного естествознания. Учебное пособие [Текст] / Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С. – М.: МГОУ,2008. – 474 с. 3. Лебедева, С.А. Философия науки. Терминологический словарь [Текст]/ С.А.Лебедева. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Академический Проект, 2010. – 736 с. ; 21 см. – 3000 экз. - ISBN 5-8291-0727-9 (в пер.) 4. Микешина, Л.А. Философия науки [Текст] / Л.А.Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2007. – 464 с. - К.№ 10662;С/Г. - 3000 экз. - ISBN 5-89826-202-4;5-89502-762-8;5-89349-652-3 (в пер.) 5. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов [Текст] / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. – Ротов н/Д.: Феникс, 2008. – 603, [1] с. ; 20 см. - (Высшее образование). - 4000 экз. - ISBN 978-5-222-12388-1 (в пер.) 6. Планк, М. Единство физической картины мира [Текст] / М.Планк. – М.: Наука, 1966. – 285с. 7. Розов Н. Х. Эрлангенская программа: прежде и теперь. [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.sch57.msk.ru/collect/smarlan.htm. - Дата доступа: 14.03.2011. 8. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания : учебник для вузов.Рек.Мин.образ.Рф / Г.И. Рузавин. – М.: юнити-дана, 2005. – 183с. – С\Г. - 5000 экз. - ISBN 5-85178-044-4-03 (в пер.) 9. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы [Текст] / В.С.Степин. – М. Гардарики, 2007. – 384с. 10. Философия для аспирантов : Учеб. пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхи; Отв. ред. В. П. Кохановский. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 447 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 440-445, в подстроч. примеч. - ISBN 5-222-03544-1 11. Штанько, В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов [Текст] / В.И.Штанько. – Харьков: ХНУРЭ, 2002. – 292с.