ВВЕДЕНИЕ
Еще пару десятилетий назад отсутствие конкуренции наблюдалось практически во всех отраслях хозяйствования, что обуславливалось непосредственным вмешательством в экономику государства и его тщательным контролем. Развитие рыночных отношений вызвало снижение государственной роли в регулировании рыночной деятельности и привело к тому, что рынки стали не так защищены, а доминирующие рыночные позиции не столь четки. В настоящий момент времени практически ни одна из отраслей не может противостоять влиянию явления конкуренции и игнорировать объективную необходимость разработки эффективной конкурентной стратегии.
Тенденции развития рынка и явления конкуренции обуславливают актуальность тематики курсовой работы, которая заключается в оценке конкурентной позиции предприятия. Необходимость постоянной адаптации к изменчивым внешним условиям, создание гибкой конкурентной стратегии, - все это обязательные требования для устойчивого функционирования на рынке и успешного противостояния действиям соперников, чье влияние, как правило, только нарастает. При этом, для создания такой стратегии, которая была бы наиболее эффективной, в первую очередь следует исходить из конкурентной позиции компании, заключающейся в ее преимуществах и недостатках в сравнении с конкурентами. Таким образом, оценка конкурентной позиции предприятия особо актуальна в свете необходимости создания гибкой конкурентной стратегии при условиях усиливающейся конкурентной борьбы на рынках и первостепенна для ее формирования.
Степень разработанности тематики оценки конкурентной позиции и, в частности, тематики применения полученных данных для формирования конкурентной стратегии компании, достаточно глубока. Вопросы конкурентной позиции и стратегии освещены в трудах как зарубежных, так и отечественных авторов (Ф. Котлер, К. Келлер, Н.В. Мурашкин, В.Н. Еремин, В.Д. Маркова, Т.С. Бронникова, А.А. Томпсон и ряд других). Наиболее полно данные вопросы освещены в трудах М. Портера, профессора Гарвардской школы бизнеса, автора концепций конкурентной стратегии и международной конкурентоспособности.
Стоит отметить, что, несмотря на многочисленность авторов, в той или иной степени рассматривающих проблемы конкурентоспособности предприятия, на практике все обстоит несколько хуже, что связано с малым опытом работы компаний как на конкурентных рынках, так и на основе стратегического мышления. Поэтому, на мнение автора, ценность работы состоит в том, что она содержит практические рекомендации, которые может использовать как объект исследования, так и предприятия, работающие в аналогичной отрасли.
Объектом исследования выступает конкурентная позиция фирмы на рынке. Предметом исследования являются принципы, методы и инструменты оценки конкурентной позиции компании на рынке.
Целью исследовательской работы является оценка конкурентной позиции предприятия на основе деятельности ОАО «Торговый дом «Копейка».
Цель курсовой работы позволяет очертить ряд теоретических и практических задач:
Изучить теоретические основы оценки конкурентной позиции предприятия;
Провести оценку конкурентной позиции предприятия на примере деятельности ОАО «Торговый дом «Копейка»;
Дать рекомендации для повышения конкурентной позиции ОАО ТД «Копейка».
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе («Теоретические основы оценки конкурентной позиции предприятия») рассматривается сущность конкурентной позиции и факторы, которые на нее влияют, а также алгоритм оценки конкурентной позиции предприятия.
Во второй главе («Оценка конкурентной позиции ОАО «Торговый дом «Копейка») дается краткая характеристика ОАО ТД «Копейка», проводится его отраслевой, конкурентный и SWOT-анализ, на основе чего делается вывод об общей конкурентной позиции данного предприятия.
В третьей главе («Рекомендации для повышения конкурентной позиции ОАО ТД «Копейка») приводится описание мероприятий, способных повысить конкурентную позицию компании.
В заключении курсовой работы приведены основные выводы, полученные в результате теоретического исследования и практической работы.
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентной позиции предприятия……………………………………………………………………….6 1.1. Конкурентная позиция предприятия: сущность и факторы, влияющие на нее……………………………………………………………………..6 1.2. Алгоритм оценки конкурентной позиции предприятия……………..10 Глава 2. Оценка конкурентной позиции ОАО «Торговый дом «Копейка»………………………………………………………………………...16 2.1. Общая характеристика ОАО «Торговый дом «Копейка»……………16 2.2. Отраслевой анализ деятельности ОАО ТД «Копейка»………………19 2.3. Конкурентный анализ и SWOT-анализ ОАО ТД «Копейка». Общая оценка конкурентной позиции предприятия…………………………23 Глава 3. Рекомендации для повышения конкурентной позиции ОАО ТД «Копейка»………………………………………………………………………..30 Заключение………………………………………………………………………34 Список используемой литературы……………………………………………..37 Приложения…………………………………………………………………..39-42
1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. Учебник. – М.: КНОРУС, 2008. – 672с.
2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 218с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 296с.
4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент - СПб.: Питер, 2006. – 518с.
5. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. – М.: АСТ, 2006.
6. Ламбен Жан Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996. – 589с.
7. Маркетинг: Учебник для вузов /Н.Д.Эриашвили, К.Говард, Ю.А.Цыпкин и др. Под ред. Н.Д.Эриашвили.– 2-е изд., перераб. и доп.–М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 638с.
8. Маркетинг: новые возможности /Джонатан Гэбэй. – Пер. с англ. К.Ткаченко. – М.: ФАИР-Пресс, 2007.
9. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 288с.
10. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник.-М.: ИКФ Омега-Л, 2008. – 156с.
11. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М. Альпина бизнес Букс, 2006. – 454с.
12. Портер Е. Майкл. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский лом «Вильямс», 2005. – 608с.: ил.
13. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 576с.
14. Шевченко Л.С. Введение в маркетинг: учебно-методическое пособие. – Харьков: Консум, 2008.
15. www.kopeyka.ru /Официальный сайт ТД «Копейка»/