Актуальность исследования. Словесное творчество ребенка в младшем школьном возрасте является показателем развития его коммуникативных умений, возможности выражать свои мысли с учетом содержания и целей повествования. Словесное творчество оказывает влияние на становление и развитие личности, социализацию и самореализацию младшего школьника в микросоциуме класса, на развитие общей культуры и качество общения. Словесное творчество детей исторически исследовали Д. Родари, К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева. Данная тема широко разрабатывается и в последние годы. Развитию словесного творчества младших школьников посредством фольклора посвящены работы Т. Г. Зинченко, Е. Н. Насоновой, Р. М. Хасановой, Д. О. Чукариной и др. В данных работах было исследовано развитие словесного творчества в рамках коллективных видов деятельности, при развитии монологической речи, связной речи.
2024 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1. Проблема развития словесного творчества младших школьников 5 1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста 10 1.3. Сказка как средство развития словесного творчества младших школьников 14 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 20 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21 2.1. Методы диагностики словесного творчества младших школьников 21 2.2. Методы обработки данных исследования словесного творчества младших школьников 23 2.3. Организация, проведение и анализ результатов исследования словесного творчества младших школьников 25 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36 ПРИЛОЖЕНИЯ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ Законодательные и нормативные акты и документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / — М. : Эксмо, 2016. — 300 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lsb9ajpnyv561336499 (дата обращения: 15.02.2024). Литература: 3. Андреева, И. В. Педагогика и психология [Текст] / И. В. Андреева. ⸻ СПб. : Нева, 2003. ⸻ 256 с. 4. Бизикова, О. А. Обучение детей способам словесного творчества [Текст] / О. А. Бизикова // Педагогические системы развития творчества : Материалы 8-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21–23 декабря 2009 года. Том Часть I. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2009. — С. 103–109. 5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002. — 337 с. 6. Бондаренко, Ю. Я. Словесное творчество детей [Текст] / Ю. Я. Бондаренко // Вестник «Орлеу». — 2014. — № 3 (5). — С. 118–125. 7. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с. 8. Гонина, О. О. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / О. О. Гонина. — М. : Юрайт, 2014. — 583 с. 9. Грехова, И. П. Деятельность словесного творчества как контекст нравственного развития школьников [Текст] / И. П. Грехова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — № 47. — С. 13–19. 10. Дадашева, А. Т. Пространственные, временные и логические связи в детском словесном творчестве [Текст] / А. Т. Дадашева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 2 (293). — С. 19–22. 11. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] / И. В. Дубровина. — М. : Просвещение, 2003. — 148 с. 12. Едунова, Е. Н. Детское словесное творчество: как сочинить сказку [Текст] / Е. Н. Едунова // Вестник научных конференций. — 2019. — № 7–1 (47). — С. 17–18. 13. Емельянова, И. А. Повышение мотивации учащихся к охране окружающей среды через словесное творчество [Текст] / И. А. Емельянова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. — Белгород : ООО ГиК, 2021. — С. 163–166. 14. Зеленкова, Т. В. Гендерная специфичность лексики в устном импровизационно-словесном творчестве детей [Текст] / Т. В. Зеленкова // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты / Отв. ред. А. В. Пузырёв. — Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический институт, 2016. — С. 82–85. 15. Зинченко, Т. Г. Развитие речевого творчества младших школьников [Текст] / Т. Г. Зинченко // Вестник научных конференций. — 2017. — № 6–2 (22). — С. 49–52. 16. Киршин, И. А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / И. А. Киршин. — Калининград, 2009. — 17 с. 17. Месеняшина, Л. А. Отражение ценностной системы автора в детском словесном творчестве [Текст] / Л. А. Месеняшина // Челябинский гуманитарий. — 2020. — № 4 (53). — С. 105–114. 18. Мешкова, И. В. Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований [Текст] / И. В. Мешкова. Нижний Тагил : НТГСПА, 2014. 156 с. 19. Насонова, Е. Н. Развитие речевой культуры и литературного творчества младших школьников посредством малых форм фольклора [Текст] / Е. Н. Насонова, С. Н. Ерышова // Вестник научных конференций. — 2021. — № 11–2 (75). — С. 89–91. 20. Никитченкова, А. Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире [Текст] / А. Ю. Никитченкова // Начальная школа. — 2016. — № 2. — С. 20–24. 21. Панкратова, О. А. Характеристика особенностей познавательных процессов в младшем школьном возрасте [Текст] / О. А. Панкратова // Инновации в современной науке. — 2015. — № 1. — С. 138–141. 22. Почанина, А. А. Развитие словесного творчества младших школьников [Текст] / А. А. Почанина, З. К. Ишкильдина // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы / Отв. редактор Л. Б. Абдуллина. — Стерлитамак : Уфимский университет науки и технологий, 2022. — С. 117–116. 23. Рапаева, Ю. В. Обучение словесному творчеству учащихся при помощи перифраз [Текст] / Ю. В. Рапаева // Инновационная наука. — 2015. — № 8–1 (8). — С. 137–138. 24. Родари, Д. Грамматика фантазии [Текст] / Д. Родари. — М. : Самокат, 2022. — 240 с. 25. Скрипкина, Е. Ю. Влияние народной сказки на развитие речи младшего школьника [Текст] / Е. Ю. Скрипкина // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. — Липецк : ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. — С. 152–155. 26. Терентьева, Д. А. Способы организации литературного творчества младших школьников [Текст] / Д. А. Терентьева // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования / ред. А. В. Калинченко. — М. : Зебра, 2019. — С. 185–188. 27. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. — М. : Просвещение. — 144 с. 28. Ушакова, Т. Н. О психологии словесного творчества [Текст] / Т. Н. Ушакова // Психологический журнал. — 2007. — № 4. — С. 90–100. 29. Хасанова, Р. М. Развитие речи младших школьников при работе над сказками [Текст] / Р. М. Хасанова // Интеллектуальный потенциал общества как драйвер инновационного развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2021. — С. 154–158. 30. Хозиев, В. Б. Пролегомены к психологическому исследованию словесного творчества [Текст] / В. Б. Хозиев, М. В. Хозиева // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. — 2016. — № 1. — С. 55–63. 31. Чукарина, Д. О. Развитие речи младших школьников посредством изучения устного народного творчества [Текст] / Д. О. Чукарина, Н. В. Арзамасцева // Вопросы педагогики. — 2021. — № 11–1. — С. 440–442. 32. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М. : Детская литература, 1968. — 814 с. 33. Шейнова, Т. Г. Развитие речевого творчества детей младшего школьного возраста [Текст] / Т. Г. Шейнова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 76–2. — С. 245–247. 34. Шило, Т. Б. Особенности развития вербальной креативности в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Б. Шило // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 7. — С. 60–62. 35. Шумская, А. А. Словотворчество как средство развития связной письменной речи младших школьников [Текст] / А. А. Шумская // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. — Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2020. — С. 114–116. Источники из интернета: 36. Мацнева, В. Д. Развитие творческих способностей младших школьников при формировании навыков связной письменной речи [Электронный ресурс] / В. Д. Мацнева. — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033559?ysclid=lu3mh57xmp993916870 (дата обращения: 23.03.2024). 37. Методика «Диагностика литературного творчества младших школьников» (Л. В. Басова, О. С. Чиркова) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-diagnostika-literaturnogo-tvorchestva-mladshih-shkolnikov-7055447.html?ysclid=lu3toxa9xi979028024 (дата обращения: 15.01.2024). 38. Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://valentinakv.ucoz.net/diagnostika/metod6.docx (дата обращения: 12.01.2024).